56 авторитет, освещавший справедливость существующей власти, отстаивали теократическое происхождение монархии, то представители второго направления находили в религии источник духовного развития человека, опирались на идеалы добра, справедливости, природного равенства всех перед Богом, утверждали идею служения христианским истинам в качестве главного критерия подлинности человеческой жизни. Понимание гражданского воспитания как послушание, повиновение власти остается у многих исследователей неизменным до конца XIX века. Так, Н. А. Миллер Красовский пишет: «Всякая гражданская обязанность есть не что иное, как безусловное подчинение нашей индивидуальности воле правительства и отечественным законам» [127, с. 8]. Российское общественно-патриотическое направление, которое было не многочисленным, обнаруживая связь с ведущими тенденциями развития зарубежной педагогики, в содержательном отношении отличается продуктивностью, разнообразием взглядов, оттенков мысли в понимании сущности гражданственности, путей и средств гражданского воспитания. Отстаивая право на инакомыслие, его идеологи сознательно шли на конфликт с официозом (Д. С. Аничков, И. И. Бецкой, Е. Р. Дашкова, Ф. В. Кречетов, Н. И. Новиков, И. Т. Осошков, А. Н. Радищев, Ф. Т. Салтыков и ДР•)• Н. И. Новиков, возражая против официальной педагогики, утверждал, что главным предметом воспитания является «образовывать детей счастливыми людьми и полезными гражданами» [63, с. 551]. П. Н. Енгалычев говорит о необходимости воспитания достоинства в человеке. «Есть высшее достоинство, которое благоразумный человек более всего почитает, хотя оно само по себе не дает человеку блеску: это качество честного человека, раскрывает он сущность мудрого, честного и добродетельного человека. Будучи прямодушен, искренен, справедлив, он не ищет ни обманывать, ни уловлять кого-либо. Нравственность есть наука должностей и чувствований наших» [63, ч. 3, с. 128-129]. |
ности действительно приобретают абсолютный характер, а ее гражданское достоинство, несмотря на изменения в экономической, социально-политических сферах, остается неприкосновенным, сохраняет безусловный характер, остается мерой ответственности гражданина перед обществом. 1.3. Особенности гражданского воспитания в отечественной педагогике. К середине XVIII века в общ ественной педагогической мысли России сложились в основном два подхода к пониманию сущности, целей гражданского воспитания: утилитарно-охранительный, утверждавший идею безусловного подчинения гражданина правящ ему режиму, и общественно-патриотический, развивающий идеи государственности, патриотизма, возводящих служение отечеству в ранг общественного и нравственного долга. Общим идеологическим основанием указанных направлений служила система христианских религиозно-нравственных ценностей. Однако в подходе к их выбору обнаруживается существенное различие: если представители первого направления искали точку опоры в идеалах растворения личности в безропотного послушания, отказе от личных интересов, видели в религии авторитет, освещавший справедливость сущ ествующей власти, отстаивали теократическое происхождение монархии, то представители общ ественно-демократического направления находили в религии источник духовного развития человека, опирались на идеалы добра, справедливости, природного равенства всех перед Богом, утверждали идею служения христианским истинам в качестве главного критерия подлинности человеческой жизни. Одним из ярких примеров утилитарно-охранительной концепции граж данского воспитания является многократно изданная книга « О долж ностях человека и гражданина» первое в России руководство по граждановедению . По оценке замечательного русского педагога П.Ф .Каптерева, книга эта пример педагогическоэтического апофеза современной ей правительственной власти, о п равдания ее безусловны повиновением ей. Во времена Екатерины II, отмечет П.Ф .Каптерев, педагогика еще не доросла до понимания и воспитания человека и граж данина, поэтому появились только слова «гражданин», «человек», «должности человека’', но соответствующ их этим словам понятий еще не было. Вместо них су щ ествовало лиш ь понятие «подданный», беспрекословно подчи няю щ ийся власти. (80, с .335) Понимание гражданского воспитания как послушания, повиновения власти остается по существу неизменным в охранительноутилитарном направлении до конца XIX века (М .Н .Катков Д .А .Толстой, С.С.Уваров). Так Н .А .М иллер-К расовский пишет: «Всякая гражданская обязанность есть не что иное, как безусловное подчинение нашей индивидуальности воле правительства и отечественным законам» (129, с .8) О бщ ественно-патриотическое направление, обнаруживая связь с ведущими тенденциями развития зарубежной педагогики, в содерж ательном отношении отличается продуктивностью, разн ообразием взглядов, оттенков мысли в понимании сущности граж данственности, путей и средств граж данского воспитания. Отстаивая право на инакомыслие, его идеологи сознательно шли на конфликт с официозом (Д.С. Аничков, И.И.Бецкой, Е.Р.Дашкова, Ф. В. Кречетов, Н. И. Нови ков, И.Т.Осош ков, А. Н. Радищев, Ф .Т.Салтыков). Например, видный просветитель Н.И.Новиков возражая против официальной педагогики, утверждал, что главным предметом воспитания является «образовывать детей счастливыми людьми и полезными гражданами». (61, с.551) П.Н.Енгалычев, го ворит о необходимости воспитания достоинства в человеке. «Есть высшее достоинство, которое благоразумный человек более всего почитает, хотя оно само по себе не дает человеку блеску: это к ач ество честного человека, раскрывает он сущность мудрого, честного и добродетельного человека. -Будучи прямодушен, искренен, справедлив, он не ищет ни обманывать, ни уловлять кого-либо ... Нравственность есть наука должностей и чувствований наших» (61, ч.З, с . 128-129) Важнейш им итогом развития социально-педагогической м ы с ли XVIII века явился отчетливо сформированный идеал гр аж д ан и на. Прежде всего, это свободная личность, обладающ ая такими качествами, как мужество, бодрость духа, способность к п р ео д о л ению ж изненных трудностей, готовность к вооруженной защ ите р о дины и личного достоинства, чести. Личность эта имеет о б щ е с т венную природу и предана общ ественному долгу, национальным и семейным традициям. Ф ормирование ее идет на основе н р авствен ного и физического воспитания. Стержневым качеством личности гражданина является патриотизм. Благодаря сформировавш емуся в общественном сознании идеалу гражданина стало возможным и более глубокое осмы сление понятия «патриотизм» как нравственного чувства и политического принципа, конкретизация характера связей гражданина с родиной, отчеством. Н М.Карамзин различает физическую, моральную и по |