Проверяемый текст
Бабаев, Альберт Михайлович; Педагогические условия гражданского воспитания учащихся (Диссертация 2000)
[стр. 59]

59 революционеры, которые пытались использовать школу в интересах политической борьбы, вовлекая учащихся старших классов в антиправительственную деятельность.
История показала, что радикализм «базового типа,
нечаевщина» привели к террору и духовной деградации значительной части представителей революционного движения.
Для понимания особенностей развития идеи гражданского воспитания в концепциях педагогов гуманистов, стоявших на позициях либерализма, важно
вспомнить мысль В.
Г.
Белинского, послужившую исходным принципом для них: в начале необходимо воспитать человека и лишь потом гражданина.
Нравственные основы человеческой личности, утверждал он, закладываются в семье, а задача учебных заведений сделать их гражданами, членами государства на всех ступенях.
Кто не сделался хорошим человеком, тот плохой гражданин.
Выражая позицию многих представителей отечественной педагогической мысли, В.
Г.
Белинский отмечал, что «доброе воспитание есть первое благо всякого молодого человека, основание всех его добродетелей, источник его счастья; оно есть подпора всех политических обществ, источник народного благосостояния
[16, с.
19].
Сравнение состояния современной зарубежной и российской школы показало недостатки отечественного образования этого периода.
В решении задач гражданского воспитания масс непонимание простолюдином своих интересов, прав и обязанностей, как следствие его отсталости, крайне вредно
отозвалось на всем государственном организме.
Неразвитый, невежественный, не подготовленный
общеобразовательной школой критически относится к явлениям государственной и общественной жизни, простой народ принимал на веру все то, что ему говорили, и таким образом легко делался орудием различных партий, которые направляли его то в одну, то в другую сторону, часто в ущерб его собственным интересам и симпатиям.
Передовая педагогическая мысль утверждала, что государство обязано видеть в человеке не подданного, а фажданина, тогда в человеке
[стр. 50]

школе, а в сфере деятельности общ ественных организаций, находящ ихся в оппозиции к сущ ествую щ ей власти.
Вторая половина XIX века это время когда складывались реальные возможности для спасения России посредством «успехов цивилизации, просвещ ения, гуманности», когда страна получила наконец, то, что ей давно было необходимо: «пробуждение в народе чувства человеческого достоинства...
права и законы, со о бразные с здравым смыслом и справедливостью , и строгое по возм ож ности их исполнение».(1 8,с.61 5) В это время народ обрел личную свободу, а личная свобода, по словам А Н.Герцена, это «величайш ее дело; на ней и только на ней может вырасти д ей ств и тельная воля народа».(50, с.
11).
В общ ественном движ ении второй половины XIX века, пом имо консервативных и ум еренно либеральны х кругов, появляется новая, радикально настроенная сила револю ционеры -дем ократы , взгляды и деятельность которых составили и новое направление в развитии идеи граж данского воспитания в России.
В соответствии с ним школа должна сф орм ировать человека, обеспокоенного о б щ ественными делами, готового к насильственным действиям , то есть ориентированного на улучш ение жизни путем ее разруш ения во имя идей о всеобщем социальном равенстве (А Н .Г е р ц е н , Н.Г.Черныш евский и др).
Анализ исторических событий показывает, что ош ибались революционеры, которые пытались использовать школу в интересах политической борьбы, вовлекая учащихся старш их классов в антиправительственную деятельность.
История показала, что р ади кализм «базового типа,
нечавщина» привели к террору и духовной

[стр.,51]

деградации значительной части представителей револю ционного движения.
Для понимания особенностей развития идеи гражданского воспитания в концепциях педагогов гуманистов, стоявших на позициях либерализма, важно
учесть мысль В.Г.Белинского, послужившую исходным принципом для них: в начале необходимо воспитать человека и лишь потом гражданина.
Нравственные основы человеческой личности, утверждал он, заклады ваю тся в семье, а задача учебных заведений сделать их граж данами, членами государства на всех ступенях.
Кто не сделался хорошим человеком, тот плохой гражданин.
Выражая позицию многих представителей о т е чественной педагогической мысли, В.Г.Белинский отмечал, что «доброе воспитание есть первое благо всякого молодого человека, основание всех его добродетелей, источник его счастья; ...оно есть подпора всех политических общ еств, источник народного благосостояния».

(18, с .
19).
Анализ состояния современной зарубежной школы показал недостатки отечественного образования этого периода.
В решении задач гражданского воспитания масс непонимание простолюдином своих интересов, прав и обязанностей, как следствие его отсталости, крайне вредно
отзывается на всем государственном организме.
Неразвитый, невежественный, не подготовленный
школой критически относится к явлениям государственной и общ ественной жизни, простой народ обыкновенно принимает на веру все то, что ему говорят, и таким образом легко делается орудием различных партий, которые по своему произволу направляют его то в одну, то в другую сторону, часто в ущ ерб его собственным интересам и симпати

[Back]