60 «раскроются гражданские доблести» [227, с. 119]. Нравственное воспитание, основанное на чувстве народности, являющемся источником исторической жизни государства, позволяет человеку, по утверждению К. Д. Ушинского, стать членом общества, так как включает и воспитание гражданского долга, чувства патриотизма [222, с. 67]. Воспитание должно вести будущих граждан не к национальной ограниченности, а к восприятию общечеловеческих ценностей. Проводниками в общемировую культуру К. Д. Ушинский и другие представители либерально-демократической мысли считали религию и научные знания, которые не имеют национальных границ. Демократизм, гражданственность общественной позиции педагоговгуманистов выразились и в осознании необходимости защиты прав растущего человека, и в требовании обеспечения свободы в гражданском образовании и развитии личности, и в утверждении идеи об автономии педагогического процесса самоуправления школы, независимости учителя, и в создании образовательно-воспитательных учреждений нового типа. Автор первой «Декларации прав ребенка» (1917 г.) К. Н. Вентцель, поддерживая идею П. Ф. Кагггерева об автономии школы от государства, ратовал за предоставление прав детям и взрослым в индивидуальном развитии, утверждал право детей иметь собственную позицию, создавая детские организации, право выбора учителя и воспитателя [57, с. 95]. На протяжении многих лет ученые исследователи считали, что воспитывать человека необходимо в интересах государства или в интересах самой личности. В свете данной проблемы исследователи гуманистической педагогики недостаток развития образования в России видели в том, что оно ориентировано преимущественно на нужды государства, но не на потребности духовного развития личности. По этой причине в «России не мог развиться идеал просвещенного человека», то есть гражданина. [204, с. 82]. В представлении гуманистической педагогики просвещенный человек «должен одинаково верно понимать и природу внешнюю, и свою собственную точно так же, как и свои нравственные отношения к людям и |
Зреющее в российском обществе гражданское сознание вы разилось прежде всего в понимании, что «общ ественногосударственная жизнь и деятельность предполагают различие взглядов, борьбу мнений, столкновение умов; вынужденное же единодушие, отсутствие способности самостоятельно мыслить и высказываться, несомненно, писал П.Ф.Каптерев, вредят общ ественно-государственной жизни».(81, с.232). Передовая педагогическая мысль утверждала, что государство обязано видеть в человеке не подданного, а гражданина, тогда в человеке «раскроются гражданские доблести» (219, с. 119). Н равственное воспитание, основанное на чувстве народности, являю щимся источником исторической жизни государства, позволяет человеку, по замечанию К.Д.Ушинского, стать членом общества, так как включает и воспитание гражданского долга, чувства патриотизма (217, с.67). Воспитание на основе народности должно вести будущих граждан не к национальной ограниченности, а к восприятию общ ечеловеческих ценностей. Проводниками в общ емировую культуру К.Д.Ушинский и другие представители либеральнодемократической мысли считали религию и научные знания, которые не имеют национальных границ. Демократизм, гражданственность общественной позиции педагогов-гуманистов выразились и в осознании необходимости защиты прав растущего человека, и в требовании обеспечения свободы в гражданском образовании и развитии личности, и в утверж дении идеи об автономии педагогического процесса самоуправления школы, независимости учителя, и в создании образовательновоспитательных учреждений нового типа. Автор первой «Декларации прав ребенка» (1917 г.) К.Н.Вентцель, поддерживая идею П.Ф.Каптерева об автономии школы от государства, ратовал за предоставление прав детям и взрослым в индивидуальном развитии, утверждал право детей иметь собственную позицию, создавать детские организации, право выбора учителя и воспитателя (56, с.95). На протяжении нескольких эпох философско-педагогическая мысль искала решение проблемы соотношения, приоритетности (в зависимости от конкретно-исторических условий) гражданского и нравственного воспитания. Учитывая, что в прошлом понятие “гражданственность" означало прежде всего служение государству, подчинение ему личных интересов, дилемма «гражданское» и «нравственное», по существу, сводилась к поиску ответа на вопрос: воспитывать человека в интересах государства или в интересах са мой личности, то есть формировать культуру полезности или культуру достоинства. В свете данной проблемы педагоги-гуманисты недостаток развития образования в России видели в том, что оно ориентировано преимущественно на нужды государства, но не на потребности духовного развития личности. По этой причине в «России не мог развиться идеал просвещенного человека», то есть гражданина. (202, с.82). В представлении гуманистической педагогики просвещенный человек «должен одинаково верно понимать и природу внешнюю, и свою собственную точно также, как и свои нравственные отношения к людям и обществу. Он должен понимать и отношение момента своей жизни ко всем предшествующим, каким путем дошло общество, народ, человечество до настоящего момента. Тогда только ему будет ясно высшее понятие о человеке, а с тем вместе и о гражданине».(202,с.84). |