61 обществу. Он должен понимать и отношение момента своей жизни ко всем предшествующим, каким путем дошло общество, народ, человечество до настоящего момента. Тогда только ему будет ясно высшее понятие о человеке, а с тем вместе и о гражданине» [204, с. 84]. Представители демократической педагогики выделили основные условия, необходимые для осуществления нормального гражданского общества: самоуправление, свободный труд, гласность, наука. Изучение педагогических взглядов деятелей отечественного просвещения позволяет представить обобщенную модель личности гражданина, который обладает следующими качествами: способностью понимать природу внешнюю и свою собственную, свое место стремлении человека к истине, добру, прекрасному и т.д. «Школа, по убеждению недагогов-гуманистов, должна не связывать идеалы, а предоставить каждому в дальнейшей жизни вырабатывать свой идеал в связи с деятельностью, какую он изберет. Истинно просвещенный человек всегда будет искать себе деятельность, потому что она сделается потребностью природы, она соединит его с обществом и даст ему право на звание гражданина» [63, ч. 3, с. 416-417]. Таким образом, подводя итоги развития идей гражданского воспитания в дореволюционной России отметим, что передовая педагогическая мысль сумела найти верные ориентиры для определения соотношения гражданского и нравственного: путь к идеалу гражданственности лежит через усвоение общечеловеческих ценностей; человек образованный и нравственно воспитанный это человек, способный и на проявление гражданских доблестей, так как главным предметом человеческого существования является его нравственное поведение. Одна из главных заслуг педагогов, стоявших на позициях либерализма, заключалась в том, что они были свободны от узких рамок классового подхода к воспитанию, видели в нем общечеловеческую ценность. Понимание воспитания как общечеловеческой ценности вывело |
П.Ф.Каптерева об автономии школы от государства, ратовал за предоставление прав детям и взрослым в индивидуальном развитии, утверждал право детей иметь собственную позицию, создавать детские организации, право выбора учителя и воспитателя (56, с.95). На протяжении нескольких эпох философско-педагогическая мысль искала решение проблемы соотношения, приоритетности (в зависимости от конкретно-исторических условий) гражданского и нравственного воспитания. Учитывая, что в прошлом понятие “гражданственность" означало прежде всего служение государству, подчинение ему личных интересов, дилемма «гражданское» и «нравственное», по существу, сводилась к поиску ответа на вопрос: воспитывать человека в интересах государства или в интересах са мой личности, то есть формировать культуру полезности или культуру достоинства. В свете данной проблемы педагоги-гуманисты недостаток развития образования в России видели в том, что оно ориентировано преимущественно на нужды государства, но не на потребности духовного развития личности. По этой причине в «России не мог развиться идеал просвещенного человека», то есть гражданина. (202, с.82). В представлении гуманистической педагогики просвещенный человек «должен одинаково верно понимать и природу внешнюю, и свою собственную точно также, как и свои нравственные отношения к людям и обществу. Он должен понимать и отношение момента своей жизни ко всем предшествующим, каким путем дошло общество, народ, человечество до настоящего момента. Тогда только ему будет ясно высшее понятие о человеке, а с тем вместе и о гражданине».(202,с.84). Педагоги-демократы выделили основные условия, необходимые для осуществления нормального гражданского общества: самоуправление, свободный труд, гласность, наука. Изучение педагогических взглядов деятелей отечественной культуры, науки, просвещения позволяет представить обобщ енную модель личности гражданина, который обладает следующ ими качествами: способностью понимать природу внеш нюю и свою собственную, свое место в историческим пути народа, стрем лением к истине, добру, прекрасному. «Ш кола , -по убеждению педагоговгуманистов, должна не связывать идеалы, а предоставить каж дому в дальнейшей жизни вырабатывать свой идеал в связи с деятельностью, какую он изберет. Истинно просвещ енный человек всегда будет искать себе деятельность, потому, что она сделается потребностью природы, она соединит его с обществом и даст ему право на звание граж данина».(61, ч.З, с.416-417). Таким образом, подводя итоги развития идей гражданского воспитания в дореволюционной России отметим следующ ее. Передовая педагогическая мысль, в отличии от преобладавшего в практике догматического традиционализм а, сумела найти верные ориентиры для определения соотнош ения граж данского и нравственного: путь к идеалу гражданственности леж ит через усвоение общ ечеловеческих и национальных ценностей; человек образованный и нравственно воспитанный это человек, способный и на проявление гражданских доблестей, так как главным предметом человеческого существования является его нравственное поведение (56). Одна из главных заслуг педагогов, стоявш их на позициях л иберализма, заключалась в том, что они были свободны от узких рамок классового подхода к воспитанию, видели в нем общ ечеловеческую ценность. Например, М .М .Рубинш тейн в работе «Идея личности как основа мировоззрения» пишет: "Я соверш енно оставляю в стороне вопросы политики, партийную фракционную борьбу социалистических партий между собой и несоциалистическим партиями... Надо подняться над узко классовым уровнем и узреть о б щ ечеловеческое" (168, с.22). Понимание воспитания как общ ечеловеческой ценности вывело отечественную педагогику на новый, более высокий уровень философских представлений о человеке. В начале XX века педагогическая наука акцентировала внимание общ ества, образования на идее, что истинный патриотизм предлагает любовь не только к славным, но и печальным моментам жизни своего отечества, а любовь к родине как деятельностное начало выражается в высокой жизненной активности, направленной на благо и славу отчества. Признавалось, что основным условием для формирования патриотизма, граж данственности является наличие национального самосознания, важнейш ими средствами развития которого служат умственное, нравственное и волевое развитие личности. Особенно важная роль в гражданском воспитании, развитии национального самосознания и национальной гордости принадлежит истории, родному языку и словесности, географии, законоведению. Условием, способствую щим зарож дению и укреплению гражданских, патриотических чувств у подрастающ их поколений, признавалось единство воспитательных усилий государственной власти, общества, семьи и школы (40). В педагогической литературе этого периода рассматривались вопросы о природе героического, национальном достоинстве граждан, национальной психологии в целом. Суровой критике передо |