65 обусловило мощный подъем общественно-педагогического движения в начале 20-х годов [66]. В 20-е годы предполагалось, что школа изучением прошлого и настоящего человечества сможет дать такого гражданина, который нужен государству, которого никогда не воспитает буржуазная школа [146]. Общественный подъем, начавшийся после окончания гражданской войны, внимание новой власти к вопросам образования и воспитания, грандиозность целей вызывали прилив творческих сил в учительской среде. Практический опыт первых лет существования советской школы по воспитанию юных граждан государства, приступившего к строительству I социализма, достижения зарубежной педагогической мысли служили источником развития советской педагогической науки. Гуманистические и демократические идеи, заложенные в основании радикальной реформы образования в России в 20-е годы, определили широкий простор для развертывания практической и научной деятельности П. П. Блонского, А. С. Макаренко, О. Т. Шацкого, и других педагогов. Ученые поверили в возможность достижения коммунистических идеалов, которая подвигла их на разработку новых теоретических основ гражданского воспитания. Однако первые шаги молодого советского государства в области образования не только не сняли, а напротив, обострили противоречивость двух концептуальных подходов к воспитанию: воспитание гражданское, понимаемое в условиях диктатуры как воспитание в интересах государства, и нравственное, то есть общечеловеческое, осуществляемое в интересах самой личности, а потом уже общества. Если речь идет о гражданине справедливого государства, то тогда гражданское воспитание, как таковое, заменяется нравственным, если же речь идет о специфическом воспитании гражданина данного государства, но тогда нравственность подчиняется политике [26]. В 30-е годы в СССР наступает период контрреформ, тотального |
ных работах, высказываниях педагогов, представителей интеллигенции различной идеологической ориентации. В 20-е годы в условиях действовавш их демократических свобод школьное строительство широко опиралось на научнопедагогические достижения, которые, как предполагалось, «рядом с изучением прошлого и настоящего человечества дадут нам того гражданина, какого нам нужно и какого никогда не воспитает буржуазная ш кола...»(147, с.78). Общественный подъем, начавшийся после окончания граж данской войны, внимание новой власти к вопросам образования и воспитания, грандиозность целей вызывали прилив творческих сил в учительской среде не только в крупных городах, но и в провинции, пробудили желание жить и работать по-новому, отказавшись от рутины. Практический опыт первых лет существования советской школы по воспитанию юных граждан государства, приступившего к строительству социализма, достижения зарубежной педагогической мысли служили источником развития советской педагогической науки. Гуманистические и демократические идеи, заложенные в основании радикальной реформы образования в России в 20-е годы определили широкий простор для развертывания практической и научной деятельности П.П.Блонского, О.Т.Ш ацкого и других педагогов. Романтика революционных преобразований увлекла ученых, поверивших в возможность достижения коммунистических идеалов, подвигла их на разработку новых теоретических основ гражданского воспитания. Однако, первые шаги молодого советского государства в области образования не только не сняли, а напротив, обострили про тиворечивость двух концептуальных подходов к воспитанию: воспитание гражданское, понимаемое в условиях диктатуры как воспитание в интересах государства, и нравственное, то есть общ ечеловеческое, осуществляемое в интересах самой личности, а потом уже общества. Вновь актуальной стала проблема выбора между культурой полезности и культурой достоинства. "Или речь идет о гражданине справедливого государства, и тогда гражданское воспитание, как таковое, заменяется нравственным, или речь идет о специфическом воспитании гражданина данного государства, но тогда нравственность подчиняется политике" (28, с.84). Только в демократическом государстве гражданское и нравственное воспитание интегрируется в единое целое, выступают как взаимообусловленные понятия, точнее, гражданское воспитание вбирает в себя нравственное как подсистемное понятие. В советской России выбор был сделан в пользу “воспитания гражданина данного государства". Таким образом, в 20-е годы в стране имелись достаточные условия для формирования гражданского общества, для эффективного развития гражданского сознания новых поколений, перед которыми общество ставило грандиозные задачи по переустройству жизни не только России, но и всего мира. Педагогическая наука этого периода внесла значительный вклад в постановку и разработку новых подходов, методов и средств гражданского воспитания. Тридцатые годы XX столетия время утверждения в Европе тоталитарных режимов, наложивших глубокую печать на развитие мировой цивилизации в течение многих десятилетий. По классификации Б.М .Бим-Бада, в начале XX века формируется и соответствующее этим режимам мировоззренческо-тоталитарное течение в |