Проверяемый текст
Соловцова Ирина Афанасьевна Духовное воспитание в православной и светской педагогике (Диссертация 2006)
[стр. 107]

педагогической деятельности.
Следовательно, для выявления научных основ деятельности педагога в сфере формирования системы российских национальных ценностей у учащихся подросткового возраста необходимо в первую очередь определить цели данного процесса.
Педагогический процесс процесс специально организуемый.
Успешным он может быть лишь в том случае, если цели, которые задаются данному процессу извне, совпадают с его интенцией.
Только при соблюдении этого условия возможно позитивное становление субъектов, включенных в педагогический процесс.
В качестве интенции процесса
развития духовно-нравственной личности в культурнопедагогических традициях Российской Федерации, как уже отмечалось, выступают базовые национальные ценности.
Поэтому цели, конструируемые педагогом, должны также находиться в сфере ценностей.
В гуманистической педагогике в качестве цели
рассматривается сам человек, его наиболее полная самореализация.
Однако проблема источника целеполагания может быть решена и по-иному.
В.
Франкл утверждает, что самоактуализация невозможна, если ставить ее как конечную цель, и приводит в связи с этим метафору бумеранга.
Бумеранг создан не для того, чтобы возвращаться к владельцу, а для того, чтобы поражать определенную цель.
Возвращается тот бумеранг, который не попал в цель.
Точно так же озабоченность человека самим собой, его фиксированность на самоактуализации свидетельствует о том, что он «промахнулся» мимо своей цели в жизни, мимо того смысла в мире, на который его
деятельность должна быть направлена; только в этом случае человек «возвращается к самому себе», как бумеранг [200, с.
87].
Педагоги, ведущие исследования в контексте гуманитарного подхода (Т.
И.
Власова, И.
А.
Колесникова, Л.
М.
Лузина) высказывают предположение о том, что цель
развития и воспитания личности должна находиться вне человека, за его пределами, только в этом случае можно говорить об иитенционалыюсти учебно-воспитательного процесса.
107
[стр. 187]

Остановимся на каждом из компонентов педагогической деятельности подробнее.
Цель — исходный компонент деятельности, который определяет ее направление, придает ей смысл и необходимую устойчивость.
Цель — глав* ное для понимания природы любой, в том числе педагогической деятельности.
Следовательно, и для выявления научных основ деятельности педагога в сфере духовного воспитания необходимо в первую очередь определить цели духовного воспитания.
Педагогический процесс процесс специально организуемый.
Успешным он может быть лишь в том случае, если цели, которые задаются данному процессу извне, совпадают с его интенцией.
Только при соблюдении этого условия возможно позитивное становление субъектов, включенных в педагогический процесс.
В качестве интенции процесса
духовного воспитания, как уже отмечалось, выступают ценности.
Поэтому цели духовного воспитания, конструируемые педагогом, должны также находиться в сфере ценностей.
Кроме того, ценности выступают в качестве системообразующего компонента в системе целевых ориентиров духовного воспитания (см.
1.3), что еще раз подчеркивает их ведущую роль в целеполагании.
В гуманистической педагогике в качестве цели
воспитания рассматривается сам человек, его наиболее полная самореализация.
Однако проблема источника целеполагания может быть решена и по-иному.
В.
Франкл утверждает, что самоактуализация невозможна, если ставить ее как конечную цель, и приводит в связи с этим метафору бумеранга.
Бумеранг создан не для того, чтобы возвращаться к владельцу, а для того, чтобы поражать определенную цель.
Возвращается тот бумеранг, который не попал в цель.
Точно так же озабоченность человека самим собой, его фиксированность на самоактуализации свидетельствует о том, что он «промахнулся» мимо своей цели в жизни, мимо того смысла в мире, на который его
деятель187

[стр.,188]

ность должна быть направлена; только в этом случае человек «возвращается к самому себе», как бумеранг (Франкл 1990: 87).
Педагоги, ведущие исследования в контексте гуманитарного подхода (Т.
И.
Власова, И.
А.
Колесникова, Л.
М.
Лузина) высказывают предположение о том, что цель
воспитания должна находиться вне человека, за его пределами, только в этом случае можно говорить об интенциональности воспитательного процесса.
Аналогичной позиции придерживаются и представители православной педагогики.
Одним из принципиальных положений православной педагогики является следующее: человек как личность (т.е.
как существо, содержащее в себе образ и подобие Божие, иначе говоря, как «человек духовный») обретает свою полноту не тогда, когда пытается самоутвердиться, а тогда, когда отказывается от себя, от своей природы.
Характерно, что слово «грех» (греч.
арарша) в переводе означает «ошибка», «промашка», «непопадание в цель».
Если вспомнить, что грех это угождение человека собственным страстям, «замыкание» на них, игнорирование и нарушение библейских заповедей, важнейшими из которых являются заповеди о любви к Богу и ближнему, иначе говоря, самоугождение, то сходство становится более чем очевидным.
Кроме того, в православной педагогике существует понятие ложной самоактуализации, под которой понимается духовная и практическая (имеющая чувственно воспринимаемый и диагностируемый результат) деятельность человека, имеющая исключительно эгоистическую направленность, замкнутая на себе.
Таким образом, человека можно рассматривать как несомненную ценность, но не цель воспитания; цель воспитания предстает как нечто внешнее по отношению к человеку.
Само же воспитание в гуманитарной образовательной парадигме понимается как феномен, который не центрирован 188

[Back]