Проверяемый текст
Соловцова Ирина Афанасьевна Духовное воспитание в православной и светской педагогике (Диссертация 2006)
[стр. 108]

Аналогичной позиции придерживаются и представители православной педагогики.
Одним из принципиальных положений православной педагогики является следующее: человек как личность
(т.с.
как существо, содержащее в себе образ и подобие Божие, иначе говоря, как «человек духовный») обретает свою полноту7 не тогда, когда пытается самоутвердиться, а тогда, когда отказывается от себя, от своей природы.
Характерно, что слово «грех» (греч.

арартскх) в переводе означает «ошибка», «промашка», «непопадание в цель».
Если вспомнить, что грехэто угождение человека собственным страстям, «замыкание» на них, игнорирование и нарушение библейских заповедей, важнейшими из которых являются заповеди о любви к Богуи ближнему, иначе говоря, самоугождение, то сходство становится более чем очевидным.
Кроме того, в православной педагогике существует понятие ложной самоактуализации, под которой понимается духовная и практическая (имеющая чувственно воспринимаемый и диагностируемый результат) деятельность человека, имеющая исключительно эгоистическую направленность, замкнутая на себе.

В исламской педагогике вера в Аллаха рассматривается как приобретённое качество, в формировании которого важное место отводится воспитанию и обучению.
Обучение понимается как способ формирования теоретических добродетелей при помощи слова, а воспитание — как способ формирования этических добродетелей через развитую привычку человека совершать правильные действия.
И обучение, и воспитание, согласно исламской традиции, в конечном счёте, основываются на приобретении человеком истинного знания.
Овладение знанием считается целью духовнонравственного развития и воспитания личности каждого мусульманина.
Таким образом, человека можно рассматривать как несомненную ценность, но не цель
развития и воспитания личности; подобная цель предстает как нечто внешнее по отношению к человеку.
Само же
развитие и воспитание личности школьника в гуманитарной образовательной парадигме пони108
[стр. 188]

ность должна быть направлена; только в этом случае человек «возвращается к самому себе», как бумеранг (Франкл 1990: 87).
Педагоги, ведущие исследования в контексте гуманитарного подхода (Т.
И.
Власова, И.
А.
Колесникова, Л.
М.
Лузина) высказывают предположение о том, что цель воспитания должна находиться вне человека, за его пределами, только в этом случае можно говорить об интенциональности воспитательного процесса.
Аналогичной позиции придерживаются и представители православной педагогики.
Одним из принципиальных положений православной педагогики является следующее: человек как личность
(т.е.
как существо, содержащее в себе образ и подобие Божие, иначе говоря, как «человек духовный») обретает свою полноту не тогда, когда пытается самоутвердиться, а тогда, когда отказывается от себя, от своей природы.
Характерно, что слово «грех» (греч.

арарша) в переводе означает «ошибка», «промашка», «непопадание в цель».
Если вспомнить, что грех это угождение человека собственным страстям, «замыкание» на них, игнорирование и нарушение библейских заповедей, важнейшими из которых являются заповеди о любви к Богу и ближнему, иначе говоря, самоугождение, то сходство становится более чем очевидным.
Кроме того, в православной педагогике существует понятие ложной самоактуализации, под которой понимается духовная и практическая (имеющая чувственно воспринимаемый и диагностируемый результат) деятельность человека, имеющая исключительно эгоистическую направленность, замкнутая на себе.

Таким образом, человека можно рассматривать как несомненную ценность, но не цель
воспитания; цель воспитания предстает как нечто внешнее по отношению к человеку.
Само же
воспитание в гуманитарной образовательной парадигме понимается как феномен, который не центрирован 188

[Back]