мается как феномен, который не центрирован на человеке, его «самости», но предполагает включение человека в контекст бытия. Вопрос о степени конкретизации цели развития и воспитания личности является одним из дискуссионных в современной педагогике. Здесь существуют две крайние точки зрения. Одну из них выразил в свое время А. С. Макаренко, утверждавший, что в специальных педагогических контекстах недопустимо говорить только о воспитательном идеале, как это уместно в философских трудах, цель должна быть конкретной и предполагать совершенно определенные методы для се достижения. Противоположную точку зрения высказывает Н. Е. Щуркова [211], утверждающая: «Цель воспитания должна носить общий характер, допускающий бесконечность индивидуальных многообразий, так, чтобы развитая личность сохранялась во всей ее неповторимости и своеобразии в широком коридоре культуры, но так, чтобы индивидуальное своеобразие ни в коем случае не сводилось к варварству пещерного органического человека... цель имеет лишь внешние контуры, лишена конкретных характеристик, потому что динамичны обстоятельства жизни, в которых разворачивается достижение цели, а значит, динамична и сама цель, динамическую характеристику она сохраняет лишь будучи общей целью, освобожденной от конкретных и частных деталей». Эту же мысль высказывает и И. А. Колесникова [167]: «Цель воспитания следует искать за пределами чисто педагогического пространства. Она может быть найдена там, где действует не просто категория "личность", но категория "человек", значительно более объемная, поскольку включает в себя всю полноту бытия». Как уже отмечалось, российские национальные ценности являются системообразующим компонентом в системе инвариантных целевых ориентиров. Понимание ценностей как объективно существующих и связанных с основами человеческого бытия необходимо, но не достаточно для обоснования специфики целевых ориентиров, поскольку знание о целях деятельности в сфере формирования системы российских национальных ценностей у уча109 |
на человеке, его «самости», но предполагает включение человека в контекст бытия. Вопрос о степени конкретизации цели воспитания является одним из дискуссионных в современной педагогике. Здесь существуют две крайние точки зрения. Одну из них выразил в свое время А. С. Макаренко, утверждавший, что в специальных педагогических контекстах недопустимо говорить только об идеале воспитания, как это уместно в философских трудах, цель должна быть конкретной и предполагать совершенно определенные методы для ее достижения. Противоположную точку зрения высказывает Н. Е. Щуркова (1998), утверждающая: «Цель воспитания должна носить общий характер, допускающий бесконечность индивидуальных многообразий, так, чтобы развитая личность сохранялась во всей ее неповторимости и своеобразии в широком коридоре культуры, но так, чтобы индивидуальное своеобразие ни в коем случае не сводилось к варварству пещерного органического человека... цель имеет лишь внешние контуры, лишена конкретных характеристик, потому что динамичны обстоятельства жизни, в которых разворачивается достижение цели, а значит, динамична и сама цель, динамическую характеристику она сохраняет лишь будучи общей целью, освобожденной от конкретных и частных деталей». Эту же мысль высказывает И. А. Колесникова (1999): «Цель воспитания следует искать за пределами чисто педагогического пространства. Она может быть найдена там, где действует не просто категория "личность", но категория "человек", значительно более объемная, поскольку включает в себя всю полноту бытия». Как уже отмечалось, ценности, являются системообразующим компонентом в системе инвариантных целевых ориентиров духовного воспитания. Понимание ценностей как объективно существующих и связанных с основами человеческого бытия необходимо, но не достаточно для обоснования специфики целевых ориентиров духовного воспитания, поскольку 189 |