Проверяемый текст
Дымова Ирина Петровна. Формирование российских национальных ценностей студентов педагогического колледжа (Диссертация 2004)
[стр. 27]

Ценности как система транслируются культурой, усваиваются индивидом через его общение со всем культурным многообразием.
П.Сорокин определяет культуру как «систему ценностей, с помощью которой общество интегрируется, поддерживает взаимосвязь своих институтов»
[185].
По мнению А.Ф.
Лосева, культура всегда есть «сознательная работа духа над своим собственным совершенствованием и над упорядочиванием всего того, что окружает человека»
[144, с.
317].
Культура может пониматься как «постоянно меняющиеся ценностные ориентации, традиции, социальные и политические отношения, мировоззрение, создаваемые и разделяемые группой людей, связанных вместе комплексом факторов,
которые могут включать общую историю, географическое положение, язык, социальный класс и/или религию» [97, с.
11].
По субъекту отношения ценности классифицируются на общечеловеческие, национальные, классовые, групповые и индивидуальные.
При этом все эти группы ценностей имеют различные соответствия общечеловеческим.

Спор о том, что первично собственное, национальное, российское или общечеловеческое, давний.
Уже в XIX веке К.С.
Аксаков писал, что общечеловеческое само по себе не существует, и отнимать у русского народа право иметь свое русское воззрение значит лишить его участия в общем деле человечества [3].
Для нашего исследования необходимо рассмотреть степень соответствия общечеловеческих системных ценностей национальным.
Анализ групповых, классовых и индивидуальных ценностей не
входит в рамки нашего исследования.
В большинстве научных работ дается общий подход к определению данной категории и, в основном, общечеловеческие ценности раскрываются как гуманистические
[145, 196].
В основу понятия «общечеловеческие ценности» вкладываются два дополняющих друг друга смысла:
1) общечеловеческие ценности носят абсолютный характер, это вечные ценности.
В их основе лежит идея абсолютного воплощения Добра, Истины, г 1 27
[стр. 15]

15 цев, В.П.
Тугаринов и др.).
В.ряде работ отечественных философов (В.П.
Тугаринов, В.П.
Тунан, Э.Г.
Юдин) понятие «ценности» рассматривалось с одной стороны, как оценка субъектом предметов и явлений, с другой их объективное значение в определенных условиях.
Согласно этой точке зрения, те или иные предметы, явления имеют определенные свойства, которые не зависят от того, кто их оценивает.
Эти свойства1 проявляются в результате деятельности, в процессе удовлетворения потребностей, значит, приобретают характер ценности.
Интегрирующую и целенаправляющую функцию ценности могут выполнять только в системном единстве.
Первый принцип в системном упорядочении ценностей вытекает из их соотнесенности с элементами жизнедеятельности в общей цивилизационной системе.
Происходит объединение ценностей в систему, определяющих развитие общества: цели, характер, технологии реализации интересов и потребностей общества.
Второй принцип связан с субординацией ценностей по элементам жизнедеятельности.
Осознание целостности культуры предполагает упорядочение элементов этой целостности, определение их субординационности и координационных связей.
Очевидно, что в системе детерминации одни элементы составляют основу, другие являются производными, то есть, базисные ценности, как правило, определяют все другие.
Ценности как система транслируются культурой, усваиваются индивидом через его общение со всем культурным многообразием.
П.
Сорокин определяет культуру как «систему ценностей, с помощью которой общество интегрируется, поддерживает взаимосвязь своих институтов»[160,
С.324].
По мнению А.Ф.
Лосева, культура всегда есть «сознательная работа духа над своим собственным совершенствованием и над упорядочиванием всего того, что окружает человека»
[87, С.317].
Культура может пониматься как «постоянно меняющиеся ценностные ориентации, традиции, социальные и политические отношения, мировоззрение, создаваемые и разделяемые группой людей, связанных вместе комплексом факто


[стр.,17]

17 ные, которые выступают как объектно-направленные потребности, и ценности сознания, или ценностные представления.
Первые есть объекты наших оценок, а вторые выступают в качестве высших критериев для таких оценок [47; 48].
Выше названные подходы условно можно подразделить на субъективистские и объективистские.
Одни исследователи видят источник и причину ценностей в субъекте, другие выносят ценности за пределы его субъективности.
В.Р.
Полозов объединяет стороны субъективистских и объективистских подходов, считая, что требованиям подобного рода синтеза наиболее полно отвечает телеологическая концепция ценностей.
В свете этой концепции ценность трактуется как отношение соответствия предмета и цели.
При этом понятие «предмет» представляет объективную сторону ценностного отношения, а понятие «цель» субъективную.
Ключевым понятием в предлагаемой концепции ценностей В.Р.
Полозов считает понятие «цель» [129].
% По субъекту отношения ценности классифицируются на общечеловеческие, национальные, классовые, групповые и индивидуальные.
При этом, все эти группы ценностей имеют различные соответствия общечеловеческим.

Для нашего исследования' необходимо рассмотреть степень соответствия общечеловеческих системных ценностей национальным.
Анализ групповых, классовых, и индивидуальных ценностей не
входил в рамки нашего исследования.
В большинстве научных работ дается общий подход к определению данной: категории и, в основном, общечеловеческие ценности раскрываются как гуманистические
[90; 123; 159; 186].
В основу понятия «общечеловеческие ценности» вкладываются два дополняющих друг друга смысла:
Во-первых, общечеловеческие ценности это ценности, не для какого-то ограниченного круга людей, а для всего человечества.
В какой-то мере они присущи всем социальным обществам, социальным группам, народам, хотя имеют разное выражение.
Это зависит от особенностей культурно-исторического развития страны.

[Back]