Справедливости, Красоты, поэтому они выступают в качестве идеала, регулятивного образца поведения для всех людей [143]. 2) общечеловеческие ценности это ценности не для какого-то ограниченного круга людей, а для всего человечества. В какой-то мере они присущи всем социальным обществам, всем социальным группам, народам, хотя имеют разное выражение. Общечеловеческое начало реализуется в конкретных социальных образованиях. Каждый конкретный человек является гражданином государства, принадлежит определенному этносу. Следовательно, общечеловеческие ценности предполагают патриотизм, любовь к родине, воспитание гражданской ответственности, уважение обычаев и законов своей страны. A. В. Кирьякова [130] определяет общечеловеческие ценности как социальные доминанты ориентации личности. Автор условно выделяет несколько базисных групп социально значимых ценностей, общих для человечества: «Человек как ценность», «Красота как ценность», «Образование как ценность», «Труд как ценность», «Отечество как ценность», «Жизнь как глобальная ценность личности и общества». Содержание каждой из групп может быть раскрыто через совокупность ведущих идей, причем в каждой группе определяющим стимулом, обеспечивающим потенциальную значимость ее для личности, можно выделить основную ориентацию. Б.Т. Лихачев, отмечая важность общечеловеческих духовных ценностей в воспитании обучающихся, выделяет следующий ряд таких вечных явлений духовной жизни людей, как их «стремление к счастью, совесть, вера, надежда, любовь, индивидуализм, честь и достоинство личности» [143]. B. А. Караковский считает, что в определении вечных ценностей следует обратиться к ценностям фундаментальным, к более общим понятиям, ориентация на которые и должна рождать в человеке добрые черты, высоконравственные потребности и поступки. К числу таковых ценностей В.А. Караковский относит следующие: человек абсолютная ценность, высшая субстанция, «мера всех вещей»; семья начальная структурная единица обще28 |
17 ные, которые выступают как объектно-направленные потребности, и ценности сознания, или ценностные представления. Первые есть объекты наших оценок, а вторые выступают в качестве высших критериев для таких оценок [47; 48]. Выше названные подходы условно можно подразделить на субъективистские и объективистские. Одни исследователи видят источник и причину ценностей в субъекте, другие выносят ценности за пределы его субъективности. В.Р. Полозов объединяет стороны субъективистских и объективистских подходов, считая, что требованиям подобного рода синтеза наиболее полно отвечает телеологическая концепция ценностей. В свете этой концепции ценность трактуется как отношение соответствия предмета и цели. При этом понятие «предмет» представляет объективную сторону ценностного отношения, а понятие «цель» субъективную. Ключевым понятием в предлагаемой концепции ценностей В.Р. Полозов считает понятие «цель» [129]. % По субъекту отношения ценности классифицируются на общечеловеческие, национальные, классовые, групповые и индивидуальные. При этом, все эти группы ценностей имеют различные соответствия общечеловеческим. Для нашего исследования' необходимо рассмотреть степень соответствия общечеловеческих системных ценностей национальным. Анализ групповых, классовых, и индивидуальных ценностей не входил в рамки нашего исследования. В большинстве научных работ дается общий подход к определению данной: категории и, в основном, общечеловеческие ценности раскрываются как гуманистические [90; 123; 159; 186]. В основу понятия «общечеловеческие ценности» вкладываются два дополняющих друг друга смысла: Во-первых, общечеловеческие ценности это ценности, не для какого-то ограниченного круга людей, а для всего человечества. В какой-то мере они присущи всем социальным обществам, социальным группам, народам, хотя имеют разное выражение. Это зависит от особенностей культурно-исторического развития страны. 18 Во-вторых, общечеловеческие ценности носят абсолютный характер, это вечные ценности. В их основе лежит идея абсолютного воплощения Добра, Истины, Справедливости, Красоты, Любви. Поэтому они выступают в качестве идеала, регулятивного образца поведения для всех людей [83; 136]. Общечеловеческое начало реализуется в конкретных социальных образованиях. Каждый конкретный человек является гражданином государства, принадлежит к определенному этносу. Следовательно, общечеловеческие ценности предполагают патриотизм, любовь к родине, воспитание гражданской ответственности, уважение обычаев и законов своей страны. A. В. Кирьякова определяет общечеловеческие ценности как социальные доминанты ориентаций личности. Автор условно выделяет несколько базисных групп социально-значимых ценностей, общих для человечества: «Человек как ценность», «Красота как ценность», «Образование как ценность, «Труд как ценность», «Отечество как ценность», «Жизнь как глобальная ценность личности и общества». Содержание каждой из групп может быть раскрыто через совокупность ведущих идей, причем в каждой группе определяющим стимулом, обеспечивающим потенциальную значимость ее для личности, можно выделить основную ориентацию [65]. Отмечая важность общечеловеческих духовных ценностей в деле нравственно-эстетического воспитания подрастающего поколения, Б.Т. Лихачев выделяет следующий ряд таких вечных явлений духовной жизни людей,' как их «стремление к счастью, совесть, вера, надежда, любовь, индивидуализм, честь и достоинство личности» [85, С.6].. B. А. Караковский считает, что в определении вечных ценностей следует обратиться к ценностям фундаментальным, к более общим понятиям, ориентация на которые и должна рождать в человеке добрые черты, высоконравственные потребности и поступки. К числу таковых ценностей В.А. Караковский относит следующие: человек абсолютная ценность, высшая субстанция, «мера всех ве |