ства, первый коллектив ребенка и естественная среда его развития; труд основа человеческого бытия, «вечное естественное условие человеческой жизни»; знания результат разнообразного, и прежде всего творческого, труда; культура великое богатство, накопленное человечеством в сфере духовной и материальной жизни людей; отечество единственная уникальная для каждого человека родина, доставшаяся от предков; земля общий дом человечества, вступающего в новую цивилизацию XXI века; мир покой и согласие между людьми, народами и государствами главное условие существования Земли, человеческой цивилизации [127]. Система ценностей существенно зависит от типа цивилизации. Разные ученые выделяют различное число общечеловеческих ценностей, но все сходятся в одном: единой общечеловеческой цивилизации не существует. Как минимум имеются два культурно-исторических типа, которые по своим признакам являются как бы зеркальным отражением друг друга: западный (рыночный, техногенный) и восточный (традиционный). В западной цивилизации основной ценностью является личность, ведущими модусами богатство, хозяйство, мастерство, доминирующей деятельностью эгодеятельность, а инструментальными ценностями — свобода и право. В восточной основная ценность общество (отечество), ведущие модусы святость, знание, власть, слава, ведущая деятельность деятельность для другого, а инструментальные ценности дисциплина и долг [183]. В техногенной (западной) культуре человек рассматривается как противостоящий природе, вектор его активности направлен вовне, на преобразование мира. Восточная система ценностей полагает его включенным в организм природы, как бы растворенным в ней. Вектор человеческой активности ориентирован не столько вовне, сколько вовнутрь, на самовоспитание, самоограничение, включение в традицию (В.С. Степин). С этих позиций целый ряд так называемых общечеловеческих ценностей (личность, свобода, право) оказывается принадлежащим преимущественно западной цивилизации. В российском обществе в последнее время 29 |
19 щей»; семья начальная структурная единица общества, первый коллектив ребенка и естественная среда его развития; труд основа человеческого бытия,, «вечное естественное условие человеческой жизни»; знания результат разнообразного, и прежде всего творческого, труда; культура великое богатство, накопленное человечеством в сфере духовной и материальной жизни людей, высшее проявление творческих сил и способностей человека; отечество единственная уникальная для каждого человека родина, данная ему судьбой, доставшаяся от предков; земля общий дом человечества, вступающего в новую цивилизацию XXI века; мир — покой и согласие между людьми, народами и государствами главное условие существования Земли, человеческой цивилизации [62]. Для рассмотрения проблемы формирования российских национальных ценностей, на наш взгляд, является важным выявить сущность общечеловеческого, национального, индивидуального. В данной области, как и во многих других, действует закон диалектики общего, особенного и единичного. Решая вопрос соотношения национального и общечеловеческого, мы сталкиваемся со специфической природой нации,, преодолевающей этническую разобщенность людей, включающей их в более широкую систему социальных, и. культурных взаимоотношений. В генезисе нации проявляется логика движения современной цивилизации, начинающей свой путь с образования национальной культуры, государственности и экономики и порождающей, в конечном счете, всеобщий обмен материальными и духовными ценностями между разными народами. «Нация исторически своеобразная форма перехода от этнического к общечеловеческому, от особенного к всеобщему» [116, С. 14]. В той мере, в какой нация освобождает индивид от его «природной сращенности» со своим этносом, связывая его с другими.индивидами посредством более1 широкой системы норм, ценностей и.символов, имеющих субэтничсское, национальное значение; она делает его одновременно и открытым по отношению к другим системам, приводит к осознанию не только своей национальной, но и обще |