феноменальным явлением, так как судьба и история России являются преимущественно военными. Россия воевала две трети своего существования: защищала Европу от татаро-монгольского, наполеоновского, гитлеровского порабощения. Любовь и преданность своей стране, своему народу у россиян сочетается с уважением к другим народам. В ходе борьбы с иноземными нашествиями сформировалось мужество, героизм, беспредельная любовь к родине. Патриотизм находит выражение в таких моральных качествах личности, как гражданственность, сознательность, смелость, чувство прекрасного по отношению к родной природе; как ценность, патриотизм, оказывал нравственно организующее воздействие на общественную жизнь народа. В нашем исследовании мы не останавливаемся на ценностях отдельных этносов России, считаем их вместе взятыми российскими национальными ценностями. Из сравнения общечеловеческих ценностей и российских национальных можно сделать вывод о принципиальном совпадении их основного содержания. Особенности россиян объясняются географическим положением, ведь склад земли и устройство государства требовали централизации и подчинения интересам государства, а терпеливость и умение действовать совместно определили психологический склад россиянина [176]. У В. Шубарта читаем: «Проблема Востока и Запада это прежде всего вопрос души... Россия есть родина души». [210, с. 24-34]. В России всегда «сердце преобладало над умом и над волей», писал Н.А. Бердяев. «Русский человек не очень ищет истины, он ищет правды... ищет спасения». Многие философы [30, 198] приходят к выводу, что философия русской идеи неизбежно смыкается с православием. По мнению Н.Д. Никандрова, необходимо вернуться к триаде С.С. Уварова «православие-самодержавие-народность», несколько ее изменив «православие-патриотизм-народность» [159]. Для рассмотрения проблемы формирования российских национальных ценностей целесообразно выявить сущность общечеловеческого, национального, индивидуального. Решая вопрос соотношения национального и обще36 |
19 щей»; семья начальная структурная единица общества, первый коллектив ребенка и естественная среда его развития; труд основа человеческого бытия,, «вечное естественное условие человеческой жизни»; знания результат разнообразного, и прежде всего творческого, труда; культура великое богатство, накопленное человечеством в сфере духовной и материальной жизни людей, высшее проявление творческих сил и способностей человека; отечество единственная уникальная для каждого человека родина, данная ему судьбой, доставшаяся от предков; земля общий дом человечества, вступающего в новую цивилизацию XXI века; мир — покой и согласие между людьми, народами и государствами главное условие существования Земли, человеческой цивилизации [62]. Для рассмотрения проблемы формирования российских национальных ценностей, на наш взгляд, является важным выявить сущность общечеловеческого, национального, индивидуального. В данной области, как и во многих других, действует закон диалектики общего, особенного и единичного. Решая вопрос соотношения национального и общечеловеческого, мы сталкиваемся со специфической природой нации,, преодолевающей этническую разобщенность людей, включающей их в более широкую систему социальных, и. культурных взаимоотношений. В генезисе нации проявляется логика движения современной цивилизации, начинающей свой путь с образования национальной культуры, государственности и экономики и порождающей, в конечном счете, всеобщий обмен материальными и духовными ценностями между разными народами. «Нация исторически своеобразная форма перехода от этнического к общечеловеческому, от особенного к всеобщему» [116, С. 14]. В той мере, в какой нация освобождает индивид от его «природной сращенности» со своим этносом, связывая его с другими.индивидами посредством более1 широкой системы норм, ценностей и.символов, имеющих субэтничсское, национальное значение; она делает его одновременно и открытым по отношению к другим системам, приводит к осознанию не только своей национальной, но и обще 34 так как судьба и история России являются преимущественно военными. Россия воевала две трети своего существования: защищала Европу от татаро-монгольского, наполеоновского, гитлеровского порабощения. Любовь и преданность своей стране, своему народу у россиян сочетается с уважением к другим народам. В ходе борьбы с иноземными нашествиями сформировались мужество, героизм, беспредельная любовь к Родине [12]. Патриотизм находит выражение в таких моральных качествах личности, как гражданственность, сознательность, смелость, чувство прекрасного по отношению к родной природе и др. Как ценность, патриотизм, оказывал нравственно организующее воздействие на общественную жизнь народа. Например, грузины считают, что каждый мужчина должен быть готов стать воином, с этой целью должен владеть оружием, поэтому существует культ кинжала, шашки, ношение холодного оружия стало национальной традицией. Многими исследователями отмечается у русского человека такая ценность, как душевность, суть которой эмоции,, чувства. Для русского человека характерны мягкость, общительность, нежность, привязанность к близким и друзьям, чуткость к душевному состоянию других людей, жалостливость, сострадание, сочувствие. Высшая синтетическая форма всех проявлений душевности русское гостеприимство. В.В. Зеньковский отмечает, что «человечность русского человека состояла в понимании человека как образа Божия, раскрыть который призван сам человек» [53, С.222]. На Руси было свойственно уважение к личности каждого человека, признание его самоценности, веры в его силы и возможности. Национальное самосознание россиян окрашено добрыми чувствами. Россию многие исследователи считают самой нешовинистической страной в мире. Благодаря гостеприимству, Россия стала второй родиной для многих беженцев из чужих земель. По словам Н.А. Бердяева, «для русского человека свойственно национальное бескорыстие, жертвенность» [18, С. 164]. Это объясняет интернацио |