человеческого, мы сталкиваемся со специфической природой нации, преодолевающей этническую разобщенность людей, включающей их в более широкую систему социальных и культурных взаимоотношений. Нация «исторически сложившаяся устойчивая общность людей, образующаяся в процессе формирования общности их территории, экономических связей, литературного языка, особенностей культуры и духовного облика» [164, с. 453]. В той мере, в какой нация освобождает индивид от его «природной сращенности» со своим этносом, связывая его с другими индивидами посредством более широкой системы норм, ценностей и символов, имеющих национальное значение; она делает его одновременно и открытым по отношению к другим системам, приводит к осознанию не только своей национальной, но и общечеловеческой принадлежности. Общечеловеческое не отрицает национальное, а впервые дает о себе знать, обнаруживает себя в форме национального. Именно в рамках национального впервые формируется то индивидуальное, неповторимое, которое затем и обретает достоинство общечеловеческого. Национальное есть средний, опосредующий элемент между общечеловеческим и индивидуальным [159]. В ходе теоретического исследования, мы установили, что значение понятия «нация» менялось, поэтому необходимо проанализировать становление современного смысла данного термина. С этой целью нами исследован процесс изменения внутреннего содержания понятия в разные временные периоды. Первоначально понятие «нация» в переводе с латинского означало «рожденный» и употреблялось для обозначения различных племен. В период позднего средневековья данное понятие приобрело значение происхождения и принадлежности к определенному роду, обозначая народность. В целом содержание понятия эволюционировало в сторону этнической характеристики. Элементом нового подхода к понятию «нация» стало представление о качественно отличном от средневекового общества гражданском обществе, способном противопоставить себя государству. Дальнейшее становление 37 |
19 щей»; семья начальная структурная единица общества, первый коллектив ребенка и естественная среда его развития; труд основа человеческого бытия,, «вечное естественное условие человеческой жизни»; знания результат разнообразного, и прежде всего творческого, труда; культура великое богатство, накопленное человечеством в сфере духовной и материальной жизни людей, высшее проявление творческих сил и способностей человека; отечество единственная уникальная для каждого человека родина, данная ему судьбой, доставшаяся от предков; земля общий дом человечества, вступающего в новую цивилизацию XXI века; мир — покой и согласие между людьми, народами и государствами главное условие существования Земли, человеческой цивилизации [62]. Для рассмотрения проблемы формирования российских национальных ценностей, на наш взгляд, является важным выявить сущность общечеловеческого, национального, индивидуального. В данной области, как и во многих других, действует закон диалектики общего, особенного и единичного. Решая вопрос соотношения национального и общечеловеческого, мы сталкиваемся со специфической природой нации,, преодолевающей этническую разобщенность людей, включающей их в более широкую систему социальных, и. культурных взаимоотношений. В генезисе нации проявляется логика движения современной цивилизации, начинающей свой путь с образования национальной культуры, государственности и экономики и порождающей, в конечном счете, всеобщий обмен материальными и духовными ценностями между разными народами. «Нация исторически своеобразная форма перехода от этнического к общечеловеческому, от особенного к всеобщему» [116, С. 14]. В той мере, в какой нация освобождает индивид от его «природной сращенности» со своим этносом, связывая его с другими.индивидами посредством более1 широкой системы норм, ценностей и.символов, имеющих субэтничсское, национальное значение; она делает его одновременно и открытым по отношению к другим системам, приводит к осознанию не только своей национальной, но и обще 20 человеческой принадлежности. Общечеловеческое не отрицает национальное, а впервые дает о себе знать, обнаруживает себя в форме национального. Именно в рамках национального впервые формируется то индивидуальное, неповторимое, которое затем и обретает достоинство общечеловеческого. Национальное естьсредний, опосредующий элемент между общечеловеческим и-индивидуальным [119, С.16]. В ходе теоретического исследования, мы установили, что значение понятия «нация» исторически менялось, поэтому необходимо проанализировать становление современного смысла данного термина. С этой целью нами исследован процесс изменения внутреннего содержания понятия в разные временные периоды. Первоначально понятие «нация» в переводе с латинского на русский язык означало "рождаться" и использовалось для обозначения различных племен. Народности, формировавшиеся в раннее средневековье; вместе с латинским языком использовали данное слово, для обозначения своей социальной общности, пришедшей на смену племенным объединениям [67, С.36]. Широкое распространение термин "нация" получил в позднее средневековье и приобрел значение происхождения и принадлежности к определенному роду, обозначая народность значение места или территории происхождения, эквивалентное значению "провинции". В целом же содержание понятия эволюционировало в сторону этнической характеристики [171, С.ЗЗ]. Обозначая различные по характеру локальные социальные общности, термин "нация" приобрел преимущественно "организующее значение" [171, С.37]. Данный смысл можно определить в качестве переходного между этническим и современным смыслами. Элементом нового подхода к понятию "нация", стало представление о качественно отличном от средневекового общества гражданском обществе, способном противопоставить себя неадекватно отражающему его интересы государству. Дальнейшее становление понятия нации происходило на основе диалектических отношений его "старого" содержания и элементов "нового". На данном этапе са |