понятия происходило на основе диалектических отношений его «старого» содержания и элементов «нового». Стратегически меняющим прежние концептуальные построения понятия «нация» стало предложение В.А. Тишкова пересмотреть понятие в пользу гражданского, а не этнического содержания: «Новая формула означает использование понятия "нация" в двух смыслах: нация как гражданское сообщество и нация как этническая общность. Никакой политико-правовой неувязки, а тем более ненаучности здесь нет. В мире давно сосуществуют эти два понимания нации: одно берет корни в якобинском понимании нации как согражданства, другое в австромарксистском концепте культурной нации или этнонации. Оба понимания сосуществуют в рамках современных государств, и их употребление не носит взаимно исключающего характера» [ 176, с. 9-10]. Многие философы отстаивают прежние историко-стадиальные представления о нации как высшей форме этнической общности, с точки зрения нашего исследования, не отрицается, однако, этническое содержание понятия «нация», но в качестве основополагающего аргумента принимается ipaжданский аспект. «Только после признания формулы российского народа как многоэтничной гражданской нации можно вести дальнейший разговор о национальных российских ценностях» [187]. На уровне отдельного человека данный подход выражается в том, что национальность определяется исключительно гражданством, этнические различия имеют второстепенное значение. Итак, проанализировав различные подходы к определению «нация», можно выделить ее основные характеристики: общность территории, единая экономика, общность языка и культуры, обычаи и нормы поведения, национальное самосознание, государственность, общность религий [139]. Нация «государственно-территориальная и политико-правовая общность, существующая на основе общих политических, историко-культурных и духовноценностных характеристик и общего самосознания. Такой общностью явля38 |
21 мый значительный и долговременный по своему воздействию вклад был сделан Французской буржуазной революцией. Понятие «нации» стало средоточием политических идей, связав его с идеей народного суверенитета [67, С.38]. Подход к нации предполагал перенос чувства исконной самоидентификации человека с его "малой" родины на родину "большую" [171, С. 44]. Стратегически меняющим прежние концептуальные построения на понятие «нация» стало предложение В.А. Тишкова пересмотреть понятие в пользу гражданского, а не этнического содержания. Аргументировался этот подход тем, что вся международная практика и доктринальный язык современных государств, пользуется термином «нация» в значении политической и гражданской общности [166, С.6].Так, термин «нация» в международной организации ООН использован в значении «государственная общность». Многие государствоведы и философы отстаивают прежние историко-стадиальные представления о нации как высшей форме этнической общности, сложившейся в период становления капитализма на основе экономических связей, единства территории, языка, особенностей культуры и психики. С точки зрения нашего исследования, не отрицается этническое содержание понятия «нация», но в качестве основополагающего аргумента принимается гражданский аспект. История Русского государства свидетельствует о том, что оно было переименовано в Россию в 1721 г. Петром I. С данного периода национальная и гражданская идентичность жителя России стала определяться как россиянин, то есть представитель российской нации, гражданин России. На современном этапе развития Российская Федерация унаследовала полиэтничный состав населения. Нерусское население составляет около 18 % и включает представителей более 170 этносов. Самый большой этнос на территории России русские насчитывает 120 млн. человек, самая маленькая этническая группа керки около 100 человек [164, 12]. Российская Федерация не имеет аналог 23 ны которой имеет общую страну, происхождение и осознают себя носителями общей культуры. В.И. Козлов констатировал, что на протяжении XX в. слово «нация» и производное от него «национальность» употреблялись в русском языке обычно в этническом смысле, не связанном с наличием или отсутствием государственности. Это отразилось в менталитете российского народа. Возможно, это было связано с полиэтничностью государства и слабой идеей гражданского общества. В социалдемократической литературе понятие «нация» употреблялось в этнокультурном смысле, а после включения в программные документы «права наций на самоопределение» оно приобрело еще и политический смысл. Сторонники использования термина «нация» в значении согражданства и инициатор этой идеи В.А. Тишков понимают, что использование термина в прежнем смысле обрело глубокую эмоциональную и политическую легитимность. "Нация" в значении организационного фактора трансформировалась в "нацию", основное значение которой стало политическим и раскрывается в триаде "гражданское общество государство нация"[166, С. 6]. Иными словами, в основу содержания понятия нации положены характеристики универсальной, этнически инвариантной социально-экономической целостности, определяющей политико-правовые границы. На уровне отдельного человека данный подход выражается в том, что национальность определяется исключительно гражданством, этнические различия имеют второстепенное значение. Проанализировав различные подходы к определению нация, можно выделить ее основные характеристики: • общность территории; • единая экономика; • общность языка и культуры; • обычаи и нормы поведения; |