своего создателя (автора). Таким образом, каждый текст представляет собой систему, которая включает исторические, социально-культурные и индивидуальные структуры. Поэтому, осмысливая содержание текста культуры, необходимо учитывать следующие параметры: отражение в тексте конкретной социокультурной реальности; объект изображения, описания, размышления, оценки; средства изображения действительности, их специфика; характер заключенного в тексте знания (опытно-эмпирическое, философское, рефлексивно-оценочное и т.д.); субъекг (автор), воспроизводящий, описывающий, оценивающий эту действительность, размышляющий о ней. 2. Работу с текстами культуры можно рассматривать как выявление системы отраженных в них ценностей и смыслов. Выявление системы ценностей и смыслов осуществляется в процессе понимания текста культуры. 3. Понимание текста культуры, как и понимание вообще, имеет диалогический характер. Диалог всегда происходит на границе своего и чужого (в данном случае автора текста культуры) сознания и проявляется как «встреча смыслов» (М. М. Бахтин). Таким образом, в процессе понимания текста важно понять систему смыслов автора текста, что позволит установить систему духовных ценностей, на которую ориентирована данная культурноисторическая общность. Диалог в процессе понимания культурного текста отличается многосторонностью. В сфере духовного-нравственного развития он может осуществляться по следующим линиям: автор— интерпретатор (тот, кто осуществляет понимание текста); религиозное — светское; реальное— идеальное; диалог во времени в рамках национальной культуры; диалог с другими культурами. 4. Цель понимания текста культуры — выработка собственного отношения к системе ценностей и смыслов, в которую включен и на которую ориентирован данный текст, что составляет неотъемлемую часть смыслотворческой деятельности. 5. Процесс понимания текста культуры включает как рациональный, так и иррациональный компонент (эмоции, интуиция и пр.). 99 |
духовной культуры (живописные, скульптурные, музыкальные произведения, предметы бытового назначения, несущие в себе определенную символику, и пр.). При работе с текстами культуры необходимо иметь в виду следующее: 1. Каждый рассматриваемый текст культуры выступает в качестве символа, характеризующего ту или иную культурную эпоху, отражающего ментальные особенности того или иного народа, а также духовные качества своего создателя (автора). Таким образом, каждый текст представляет собой систему, которая включает исторические, социально-культурные и индивидуальные структуры. Поэтому, осмысливая содержание текста культуры, необходимо учитывать следующие параметры: отражение в тексте конкретной социокультурной реальности; объект изображения, описания, размышления, оценки; средства изображения действительности, их специфика; характер заключенного в тексте знания (опытно-эмпирическое, философское, рефлексивно-оценочное и т.д.); субъект (автор), воспроизводящий, описывающий, оценивающий эту действительность, размышляющий о ней. 2. Работу с текстами культуры можно рассматривать как выявление системы отраженных в них ценностей и смыслов. Выявление системы ценностей и смыслов осуществляется в процессе понимания текста культуры. 3. Понимание текста культуры, как и понимание вообще, имеет диалогический характер. Диалог всегда происходит на границе своего и чужого (в данном случае автора текста культуры) сознания и проявляется как «встреча смыслов» (М. М. Бахтин). Таким образом, в процессе понимания текста важно понять систему смыслов автора текста, что позволит установить систему духовных ценностей, на которую ориентирована данная культурно-историческая общность. Диалог в процессе понимания культурного текста отличается многосторонностью. В сфере духовного воспита205 ния он может осуществляться по следующим линиям: автор — интерпретатор (тот, кто осуществляет понимание текста); религиозное — светское; реальное — идеальное; диалог во времени в рамках национальной культуры; диалог с другими культурами. 4. Цель понимания текста культуры — выработка собственного отношения к системе ценностей и смыслов, в которую включен и на которую ориентирован данный текст, что составляет неотъемлемую часть смыслотворческой деятельности. 5. Процесс понимания текста культуры включает как рациональный, так и иррациональный компонент (эмоции, интуиция и пр.). Н. В. Маслов (2006) подчеркивает, что в содержание духовного воспитания обязательно должны быть включены понятия, связанные с духовностью, нравственностью, ценностями, особенно те, которые составляют содержательную основу православия, являющегося фундаментом русской культуры. Выявление изначального смысла таких понятий рассматривается им как необходимое условие понимания национальной культуры. В качестве основных моделей формирования содержания образования рассматриваются главным образом линейная и концентрическая. Первая предполагает последовательное глубокое освоение элементов содержания образования, вторая неоднократное возвращение к одному и тому же компоненту на разных уровнях. Изучение особенностей организации содержания духовного воспитания в православной педагогике позволяет сделать вывод о том, что при организации духовного воспитания целесообразно использовать концентрическую модель. Для православного образа жизни характерна цикличность, последовательная, устойчиво повторяющаяся из года в год смена периодов, группирующихся вокруг важнейших дат церковного календаря. Цикличность создает ощущение стабильности окружающей воспитанника среды и мира в целом, а следовательно, создает благоприятные условия для его позитив206 |