Проверяемый текст
Афанасьев Евгений Викторович. Федерализм Европейского Союза (Диссертация 1999)
[стр. 26]

26 значительном экономическом динамизме еще не приобрела адекватного политического влияния.
Дворянство находилось ближе к кормилу власти.
Это, в частности, и дало Н.
Бердяеву основание отметить: «Россия самая небуржуазная страна в мире, в ней
нет того крепкого мещанства, которое так отталкивает и отвращает русских на Западе».8 Но, кстати, положение в окраинных регионах России (Кавказ, Средняя Азия) было и того хуже.
Общественные отношения там как были так и остались на феодальном уровне.
В России были миллионы подданных, но не было граждан и гражданского общества.
И единой российской нации не создалось.
Октябрьская революция процесс формирования гражданского национального сознания, на базе
которого могло бы возникнуть российское национальное государство, перевела в другую плоскость: стала образовываться единая общность советский народ.
Возможно, этот эксперимент мог бы состояться, если бы из государственного устройства России был удален национальный признак, чтобы основой
территориального устройства остались губернии, а не национальные образования.
Ведь сложилась же в США единая общность американская нация со всеми присущими ей особенностями и национальными различиями граждан.
В то же время в нашем государственном устройстве была заложена мина
замедленного действия: сохранялась формальная национальная обособленность населения СССР, увязанная с политикой создания единого советского народа.
Национальная обособленность требовала национального развития, становления наций, которые затем могли бы добровольно и сознательно слиться в Союз, сохранив свои * *
Бердяев Н.
Душа России.
М., 1915.
с.
18.
[стр. 17]

экономическим ростом, за огромными прибылями, которые, как и сейчас, уходили за рубежи России, а население, его социальные нужды, его развитие оставались в забвении.
Неграмотность больших масс людей, недостаточное развитие местной периодической печати, книгоиздательского дела, а часто и практическое отсутствие всего этого в ряде регионов создавали препятствия для общения, связей людей, для консолидации русской нации.
Русский язык к началу XX века уже достиг высокого совершенства.
Он развивался в народном творчестве, в литературе и искусстве, деловой переписке, ратном деле, церковной службе, ораторском искусстве, народных празднествах.
Исключительно богатым был и словарный состав русского языка.
«Нельзя не верить, что такой язык не был дан великому народу», писал И.С.
Тургенев.
Расцвет национального языка происходил на базе развивающейся общности экономической жизни, служил активным фактором национальной консолидации, роста национального самосознания.
Велика роль культуры русской нации в развитии человеческой цивилизации.
Как отмечал американский профессор Р.Хилл, «русские сделали внушительный вклад в развитие мировой культуры, особенно в ХЕХ веке в области музыки, литературы и науки, и играли выдающуюся роль во всемирной истории..
.».10 Итак, с одной стороны было великолепное развитие русского языка и культуры, но все это весьма мало проникало в толщу народа.
Его сознание не достшило национального уровня; человек жил интересами своей общины, деревни, города.
С другой стороны, в стране было громадное количество крупных, средних и мелких капиталистических предприятий.
Однако, русская буржуазия при всем ее значительном экономическом росте еще не приобрела адекватного политического влияния.
Дворянство находилось ближе к кормилу власти.
Это, в частности, и дало Н.
Бердяеву основание отметить: «Россия самая небуржуазная страна в мире, в ней
п 10 Е Троицкий.
Русская Нация.
М., «Советская Россия», 1989, с.86

[стр.,18]

нет того крепкого мещанства, которое так отталкивает и отвращает русских на Западе».11 Но, кстати, положение в окраинных регионах России (Кавказ, Средняя Азия) было и тою хуже.
Общественные отношения там как были так и остались на феодальном уровне.
В России были миллионы подданных, но не было граждан и гражданского общества.
И единой российской нации не создалось.
Октябрьская революция процесс формирования гражданского национального сознания, на базе
которою могло бы возникнуть российское национальное государство, перевела в другую плоскость: стала образовываться единая общность советский народ.
Возможно этот эксперимент мог бы состояться, если бы из государственного устройства России был удален национальный признак, чтобы основой
территориальною устройства остались губернии, а не национальные образования.
Ведь сложилась же в США единая общность американская нация12 со всеми присущими ей особенностями и национальными различиями граждан.
В то же время в нашем государственном устройстве была заложена мина
замедленною действия: сохранялась формальная национальная обособленность населения СССР, увязанная с политикой создания единою советского народа.
Национальная обособленность требовала национального развития, становления наций, которые затем могли бы добровольно и сознательно слиться в Союз, сохранив свои
национальные интересы.
А создание советского народа требовало диаметрально противоположного.
Развитие национального сознания народов, входящих в СССР, категорично тормозилось.
Чувства национальной общности внутри народов, включая русский, не возникло.
Когда Советский Союз распался, то осколки Союза «легли в дрейф».
Осознание национального чувства и интересов оказалось примитивным, даже искаженным, настолько, что на них смогли претендовать даже руководящие верхи, использовавшие и раздувавшие национализм в личных корыстных целях.
Естественно, что в Западной Европе такого нет.
Они не лишены многих иных недостатков, но достаточно остро чувствуют свою национальную принадлежность.
11 Бердяев Н.
Душа России.
М., 1915.
с.
18.
12 Мы понимаем, что в нашем обществе у ученых нет единства относительно того, можно ли говорить об американской нации.
Сами американцы однако признают себя в этом качестве и настаивают на этом.
В целях настоящего исследования согласимся с ними, хоть и с оговорками.
18

[Back]