Проверяемый текст
Афанасьев Евгений Викторович. Федерализм Европейского Союза (Диссертация 1999)
[стр. 28]

28 вечна.
Она то ярко вспыхивала в умах европейцев, то гасла, уходила в подсознание, но никогда не исчезала совсем.
Ну а наши ученые отрабатывают идею СНГ едва одну пятилетку.
Это совсем немного.
Что же касается опыта строительства ЕС, который был бы со временем полезен и в наших условиях, возникает вопрос: «А чем может быть он, этот опыт, полезным нам сейчас?» Уместным кажется ответ известного итальянского ученого, дипломата и политика Н Макиавелли: «Люди обычно идут путями, проложенными другими, и действуют, подражая какому-либо образцу; но так как невозможно ни неуклонно следовать этими путями, ни сравняться в доблести с теми, кого мы избираем за образец, то человеку разумному надлежит избирать пути, проложенные величайшими людьми и подражать наидостойнейшим, чтобы если не сравняться с ними в доблести, то исполниться ее
духа».9 10 Правда, заметим, что великий итальянец речь ведет не о человеке вообще, а о человеке разумном.
Вспомним, кстати, что и Л.Н.
Толстой в своем «Дневнике» вел речь о человеке
ю разумном .
Получается таким образом, что нам (даже не в СНГ, а в России) еще предстоит и разумными стать и национально осознанными.
А условий для этого
никаких! С одной стороны, масштабная нищета людей не способствует разумности, а с другой, боязнь национализма, попытки если не уничтожить вообще, то спрятать национальную проблему в «долгий ящик».
Некоторым руководителям кажется, что можно выйти сразу на уровень западного федерализма, отложив национальный вопрос в сторону.
Логика такова: выйдем.

9 Никколо Макиавелли.
Государь.
М..
Планета.
1990.
с.
16.

10 Толстой Л.Н.
Собр.
соч.
в 22-х томах.
Дневники, т.22.
М..
«Художественная литература».
1985, с.
10.
[стр. 19]

Поэтому объединяются западные страны в Европейский Союз не путем забвения своих национальных интересов и чувств, а стараясь сгармонизировать эти интересы наилучшим образом.
Отсюда получается, что если мы, в СНГ, хотим или намерены использовать опыт ЕС, то нам надо провести большую подготовительную работу в плане собственного национального воспитания и самосознания.
Национально осознанные и воспитанные люди избегут национализма катализатора вражды и смогут, взаимно уважая и признавая друг друга, объединиться в Союз.
А без этого возможен лишь союз верхов во имя корыстных политических и материальных интересов.
Впрочем, даже такой союз невозможен: верхи стран СНГ имеют слишком разную политическую ориентацию.
Складывание ЕС уже растянулось на пятьдесят лет.
Это если иметь в виду сам практический процесс.
А идея о европейской интеграции, можно сказать, вечна.
Она то ярко вспыхивала в умах европейцев, то гасла, уходила в подсознание, но никогда не исчезала совсем.
Ну а наши ученые отрабатывают идею СНГ едва одну пятилетку.
Это совсем немного.
Что же касается опыта строительства ЕС, который был бы со временем полезен и в наших условиях, возникает вопрос: «А чем может быть он, этот опыт, полезным нам сейчас?» Уместным кажется ответ известного итальянского ученого, дипломата и политика Н Макиавелли: «Люди обычно идут путями, проложенными другими, и действуют, подражая какому-либо образцу; но так как невозможно ни неуклонно следовать этими путями, ни сравняться в доблести с теми, кого мы избираем за образец, то человеку разумному надлежит избирать пути, проложенные величайшими людьми и подражать наидостойнейшим, чтобы если не сравняться с ними в доблести, то исполниться ее
духа».13 Правда, заметим, что великий итальянец речь ведет не о человеке вообще, а о человеке разумном.
Вспомним, кстати, что и Л.Н.
Толстой в своем «Дневнике» вел речь о человеке
разумном14.
Получается таким образом, что нам (даже не в СНГ, а в России) еще предстоит и разумными стать и национально осознанными.
А условий для этого
13 Никколо Макиавелли.
Государь.
М., Планета, 1990, с.
16.

14 Толстой Л.Н.
Собр соч.
в 22-х томах.
Дневники, т.22, М., «Художественная литература», 1985, с.
10.

19

[стр.,20]

никаких! С одной стороны, масштабная нищета людей не способствует разумности, а с другой, боязнь национализма, попытки если не уничтожить вообще, то спрятать национальную проблему в «долгий ящик».
Некоторым руководителям кажется, что можно выйти сразу на уровень западного федерализма, отложив национальный вопрос в сторону.
Логика такова: выйдем,
мол, на западный уровень, заживем дружно и хорошо национальный вопрос отпадет сам собой.
Такая логика приятная, но обманчивая.
Предстоит изучить западный (как, конечно же, и свой, советский) опыт и использовать его с учетом наших особенностей в строительстве федеративных отношений как в самой России, так и России с другими государствами СНГ.
1-2 Межэтнические отношения и проблемы федерализма Тот факт, что большинство существующих в современном мире государств являются многоэтничными, создает определенные проблемы соотношения между этническим составом населения и способами организации власти в государстве.
Сегодня трудно назвать такое государство, применительно к которому понятие «национальное государство» полностью совпадало бы с характеристикой однородного по национально-этническому составу населения.
Независимо от конкретной ситуации, в многоэтнических странах имеется определенная взаимосвязь между национальным составом населения и формой государства.
Проблема состоит в том, в какой мере он влияет на форму г осударства.
В некоторых странах межнациональные отношения превращаются в важный фактор, обусловливающий те или иные изменения.
При этом речь может идти как о трансформациях формы государственного устройства, так и о таких структурных преобразованиях, которые прямо не влияют на форму государства, а связаны в основном с применением различных форм автономии, либо с созданием особых представительных органов, обеспечивающих участие этнических групп в работе государственных органов и пр.
Форма же государствешюго устройства при этим 20

[Back]