Проверяемый текст
(Диссертация 2004)
[стр. 103]

В сообщениях Бюро но демократии, правам человека и труду Госдепартамента и международной правозащитной организации Human Rights Watch подробно описана практика злоупотреблений в судебной системе Узбекистана: высокий уровень коррупции.
Полицейские и судьи часто берут взятки, компенсируя мзду, которую платили сами, чтобы получить свои должности1.

Но правительство Узбекистана продемонстрировало интерес к реформированию юридической системы, и его программа даже отчасти совпадает с тем, чего добиваются американские защитники демократии.

Узбекское правительство интересуется также
программами профессиональной переподготовки полицейских и следователей по уголовным делам.
В этой области существует много
программ, финансируемых АМР США, наряду с программами, реализуемыми в Турции, но здесь их масштабы ограничиваются проблемами финансирования.
Многие активисты считают, что Соединенные Штаты не должны финансировать программы юридических реформ в партнерстве с репрессивными правительствами.
Они утверждают, что это превращает Соединенные Штаты в гаранта соответствующих режимов.
Однако финансирование только независимых групп для стимулирования политических реформ превратило бы Соединенные Штаты в открытого сторонника смены этих режимов.

После серии взрывов, прогремевших в Ташкенте и Бухаре в
мартеапреле 2004 года, Соединенные Штаты предложили Ташкенту' помощь в идентификации преступников, которые, как предполагалось, были связаны с местными и внешними (с базами в Афганистане или Пакистане) ячейками 1Country Report on Human Rights Practiccs 2001: Uzbekistan / U.S.
Bureau of Democracy.
Human Rights, and Labor.
Washington.
D.C: U.S.
Department of State.
February' 25.
2005.
а также Creating Enemies of the Stale: Religious Persecution in Uzbekistan /H um an Rights Watch.
2004.
[стр. 248]

Марта Брилл Олкотт 231 граммы, связанные с судебной реформой в Узбекистане, Соединенные Штаты израсходовали всего 1,3 млн долл., в то время как на военную помощь в том же году было истрачено 9,7 млн долл.9 На программы «смягчения» ислама тратится больше денег, чем на изменение правовой системы, ущемляющей права верующих.
Конечно, увеличение американской финансовой помощи не может уничтожить наследие советской эпохи — жестокость пенитенциарной системы, в которой узников обычно бьют, чтобы добиться от них признания, но оно могло бы помочь созданию атмосферы, более благоприятной для изменений.
Коррупция и насилие в правовой системе — общая проблема всего региона, в частности из-за того, что большинству должностных лиц в правоохранительных органах приходится исполнять определенный набор требований в отношении «закрытия дел» примерно так же, как им приходилось это делать в советскую эпоху.
В сообщениях Бюро по демократии, правам человека и труду Госдепартамента и международной правозащитной организации «Human Rights Watch» подробно описана практика злоупотреблений в судебной системе Узбекистана.
Из них видно, что ситуацию усугубляет высокий уровень коррупции в правоохранительной и судебной системе.
Так, невинным людям часто подбрасывают улики, чтобы затем получить взятки за освобождение 10 .
Полицейские и судьи часто берут взятки, «компенсируя» мзду, которую платили сами, чтобы получить свои должности,
и такая практика тоже характерна для всего региона.
Но правительство Узбекистана продемонстрировало интерес к реформированию юридической системы, и его программа даже отчасти совпадает с тем, чего добиваются американские защитники демократии,
хотя она, конечно, менее содержательна.
В сентябре 2003 г.
Лондонский Вестминстерский университет открыл в Ташкенте отделение, частично финансируемое из правительственных фондов, которое в частности готовит юристов.
Возможности обучения ограничены, и многие способные молодые люди с аттестатом не в состоянии платить за обучение, но альтернатив очень немного.
При сохранении нынешних темпов потребуются десятки (если не сотни) лет, прежде чем в Узбекистане наберется критическая масса юристов с уровнем и характером подготовки, соответствующими западным.
Узбекское правительство интересуется также
CentralAsia-2005.indd 231 21.10.2005 1:36:15

[стр.,249]

232 программами профессиональной переподготовки полицейских и следователей по уголовным делам.
В этой области существует много
успешных программ, финансируемых АМР США, наряду с программами, реализуемыми в Турции, но здесь их масштабы ограничиваются проблемами финансирования.
В целом было намного труднее побудить АМР предоставить средства для реформирования юридической системы в Узбекистане, чем в Киргизии 11 .
Многие демократические активисты cчитают, что Соединенные Штаты не должны финансировать программы юридических реформ в партнерстве с репрессивными правительствами, и настаивают на том, что работать надо только с независимыми группами.
Они утверждают, что поддержка правительственных инициатив превращает Соединенные Штаты в гаранта или партнера соответствующих режимов.
Однако финансирование только независимых групп для стимулирования политических реформ превратило бы Соединенные Штаты в открытого сторонника смены этих режимов.

В действительности США не являются ни тем, ни другим.
После серии взрывов, прогремевших в Ташкенте и Бухаре в
течение нескольких дней в марте-апреле 2004 г., Соединенные Штаты предложили Ташкенту помощь в идентификации возможных преступников, которые, как предполагалось, были связаны с местными и внешними (с базами в Афганистане или Пакистане) ячейками Исламского движения Узбекистана 12 .
Но сверх этого Соединенные Штаты не предложили почти ничего, а специальных следователей послали в Ташкент только после взрывов в июле 2004 г., потому что одной из удачно атакованных целей оказалось американское посольство 13 .
В то же время Россия предложила Узбекистану возможность участвовать в совместных антитеррористических операциях.
Вопрос о том, как относятся к Соединенным Штатам в Узбекистане, критически важен, но для уверенного ответа на него невозможно собрать надежные сведения.
Общественная поддержка возглавляемой США войны с террором, по-видимому, со временем уменьшается 14 .
Но опросы общественного мнения в Узбекистане — дело сомнительное, если принять во внимание общую политическую атмосферу, которая весьма затрудняет объективную оценку связи между узбекско-американскими отношениями Геополитические изменения: меньше, чем можно было ожидать CentralAsia-2005.indd 232 21.10.2005 1:36:16

[Back]