Проверяемый текст
(Диссертация 2004)
[стр. 106]

достижении геополитического равновесия за счет обращения к Китаю и к России.
Проводить эту политику было сравнительно просто, потому что мнения в кыргызской элите по поводу того, насколько желательно иметь близкие отношения с Соединенными Штатами, разделились.
Многие, особенно те, кто имеет отношение к
органам безопасности, всегда предпочитали сохранять тесные связи с Россией, в то время как часть дипломатического сообщества интенсивно выступала за развитие отношений с Китаем.
Экономические реформаторы
стремились к налаживанию тесных отношений с Западом, но даже они не считали, что это должно происходить за счет сокращения связей с традиционными партнерами Россией и Казахстаном.
Кроме того, в отличие от других государств региона, в
прессе Кыргызстана велись оживленные дебаты по поводу того, какими должны быть геополитические приоритеты страны.
При этом часто звучала критика американской внешней политики,
в том числе даже в тех СМИ, которые частично поддерживались за счет американской помощи1.
Однако у США эти попытки балансирования не вызывали беспокойства, поскольку (по крайней мере пока) фактически не было сделано ничего, что могло бы ограничить реализацию американцами их стратегических интересов2.
Новое кыргызское руководство смогло восстановить отношения с Москвой быстрее, чем с Вашингтоном, поскольку Соединенные Штаты находились под сильным влиянием наблюдателей от ОБСЕ, утверждавших, что ситуация в Бишкеке еще должна стабилизироваться.
'
Interfax Central Asia.
5 June 2005.
: W ashington Post.
4 May 2006.
[стр. 251]

234 ства этой базы, но пока не видно никаких путей для того, чтобы можно было трансформировать Киргизию в государство, способное стать опорой для Соединенных Штатов в этом регионе, учитывая малочисленность его населения, ограниченный потенциал экономики, относительно изолированное географическое положение, а также численность и состояние армии 20 .
Тем не менее Соединенные Штаты всерьез собирались помочь Киргизии повысить ее обороноспособность, и значительная часть американской помощи республике идет на улучшение охраны границ 21 .
Открытие этой базы сразу сделало присутствие США в Киргизии заметным, в то время как американская база в Узбекистане была гораздо менее заметна из-за отдаленности зоны Карши-Ханабад, так что здесь американское присутствие практически оставалось вне поля зрения.
Авиабаза «Питер Дж.
Гэнси» в Киргизии была создана за счет расширения главного аэропорта страны, и тех, кто там служит, часто видят в городе 22 .
В Киргизии были разочарованы тем, что Соединенные Штаты не так активно использовали местные возможности для переправки грузов и людей в Афганистан, но даже и без этого соглашение с США о базе было выгодно.
Главное, это помогает в определенной мере нейтрализовать стратегический выигрыш, приобретенный Узбекистаном, когда там в течение короткого времени была единственная в регионе американская база.
База в Киргизии обеспечила работой около 100 местных жителей и приносит доход правительству и различным местным поставщикам 23 .
Однако одним из тех, кто извлек максимальную выгоду, стал Адил Тойгонбаев, зять тогдашнего президента Акаева, поставлявший на базу авиационное топливо.
В результате в глазах многих простых киргизов Соединенные Штаты оказались причастны к коррупции правящего семейства.
Поскольку уровень отношений, предложенный Соединенными Штатами, был весьма невысок, Киргизия сосредоточила внимание на достижении геополитического равновесия за счет обращения к Китаю и к России, решив не класть все яйца в одну (американскую) корзину.
«Продать» эту политику Акаеву было сравнительно просто, потому что мнения в киргизской элите по поводу того, насколько желательно иметь близкие отношения с Соединенными Штатами, разделились.
Многие, особенно те, кто имеет отношение к
орГеополитические изменения: меньше, чем можно было ожидать CentralAsia-2005.indd 234 21.10.2005 1:36:18

[стр.,252]

Марта Брилл Олкотт 235 ганам безопасности, всегда предпочитали сохранять тесные связи с Россией, в то время как часть дипломатического сообщества весьма интенсивно выступала за дальнейшее развитие отношений с Китаем.
Экономические реформаторы
в Киргизии, разумеется, стремились к налаживанию тесных отношений с Западом, но даже они не считали, что это должно происходить за счет сокращения обширных связей с традиционными экономическими партнерами Киргизии — Россией и Казахстаном.
Кроме того, в отличие от других государств региона, в
киргизской прессе велись оживленные дебаты по поводу того, какими должны быть геополитические приоритеты страны.
При этом часто звучала критика американской внешней политики
и поведения США в войне с террором, в том числе даже в тех СМИ, которые частично поддерживались за счет американской помощи 24 .
Однако у США эти попытки балансирования со стороны Киргизии не вызывали беспокойства, поскольку (по крайней мере пока) фактически не было сделано ничего, что могло бы ограничить реализацию американцами их стратегических интересов.
Представляется, что непосредственные преемники Аскара Акаева должны продолжить политику Киргизии по достижению необходимого баланса.
Деловые связи между Соединенными Штатами и семьей Акаева упростили новому руководству страны задачу опровержения обвинений в том, что киргизская революция была так или иначе сделана в Вашингтоне.
Переходное правительство смогло восстановить отношения с Москвой быстрее, чем с Вашингтоном, поскольку Соединенные Штаты находились под сильным влиянием наблюдателей от ОБСЕ, утверждавших, что ситуация в Бишкеке еще должна стабилизироваться 25 .
Казахстан: отношения набирают силу Государство в Центральной Азии, именуемое Казахстаном, вызывает самый живой интерес у американских лидеров, несмотря на его ограниченную роль в войне с террором.
Двусторонние отношения скорее всего будут продолжать улучшаться и могут приобрести долгосрочное значение для обеих стран.
Более того, в республике это сознают, и после первоначального осуждения войны CentralAsia-2005.indd 235 21.10.2005 1:36:18

[Back]