Проверяемый текст
(Диссертация 2004)
[стр. 115]

осторожно, потому что на других встречах высокого уровня китайские лидеры намекали, что претендуют на соответствующую территорию.
Передача
Кыргызстаном этих земель (тем более, вместе с территориями, уступленными Китаю Казахстаном и Таджикистаном) открывает КНР новые возможности в сфере гидроэнергетики и обеспечивает перенос китайско-кыргызской границы от подножий некоторых гор к их вершинам.
В Казахстане и Кыргызстане понимают, что их судьбы навсегда связаны с Китаем, если учитывать протяженность общей границы.
Обе страны удовлетворены отношениями с Китаем, в рамках которых от них время от времени требуют уступок, как это произошло при определении границ.
Но отношения с Китаем
более проблематичны, чем отношения с Россией, потому что потенциальная мошь Китая кажется почти безграничной, и когда-нибудь потребности его растущего населения могут оказаться важнее, чем потребности населения Центральноазиатского региона.
Однако в ближайшей перспективе позиция Китая в отношении стран Центральной Азии представляется вполне предсказуемой и в целом благосклонной к целям их лидеров.

Следует отмстить, что до недавнего времени в КНР несколько недооценивали важность Центральной Азии в плане удовлетворения быстрорастущих потребностей китайской экономки в углеводородном сырье.
Так, известный эксперт, директор департамента России и Центральной Азии Шанхайского института международных исследований Чжао Хуашэн в 2003 году отмечал, что объемы импорта нефти в Китай из Центральной Азии не достигли стратегической значимости.
В 2002 году Китай импортировал только около 1 млн.
т нефти из Казахстана (по
[стр. 275]

258 трубопровода от Атасу в Карагандинской области (Центральный Казахстан) до китайского города Алашанькоу, расположенного на железной дороге, пересекающей Синьцзян-Уйгурский автономный район на западе Китая.
Этот участок трубопровода длиной 1240 км позволит Китаю получать каспийскую нефть 105 .
Во время визита в Пекин в мае 2004 г.
Назарбаев подписал с председателем КНР Ху Цзиньтао соглашение о совместных исследованиях и разработке нефтяных и газовых ресурсов Каспийского моря 106 .
Однако китайское правительство не смогло обеспечить участие двух своих крупнейших нефтяных компаний в разработке гигантского месторождения нефти Кашаган в Казахстане 107 .
Для уменьшения энергетической зависимости от Ближнего Востока Пекин обращает взоры и на Казахстан, и на Россию.
Перспектива поставок нефти Китаю может вызвать к жизни новые совместные инициативы Казахстана и России.
Это помогло бы Казахстану нейтрализовать китайское давление в других областях.
В то же время экономический и геополитический потенциал Китая вызывает беспокойство по крайней мере у двух центральноазиатских государств, имеющих с ним общую границу.
Таджикскокитайская граница сравнительно коротка, и для Китая она имеет ограниченную стратегическую ценность, но о границах Китая с Казахстаном и Киргизией этого сказать нельзя.
Договор, заключенный в 2002 г.
Киргизией и Китаем, обернулся для президента Акаева серьезным политическим кризисом, и конец его пребывания у власти был омрачен обвинениями со стороны оппозиции в предательстве в связи с подписанием этого договора.
Из информации, поступавшей по неофициальным каналам во время переговоров, следовало, что киргизская сторона пошла на территориальные уступки, несмотря на то что Китай не оказывал на нее чрезмерного давления.
Однако к таким утверждениям нужно относится осторожно, потому что на других встречах высокого уровня китайские лидеры, возможно, тонко намекали, что претендуют на соответствующую территорию.
Передача
Киргизией этих земель (тем более вместе с территориями, уступленными Китаю Казахстаном и Таджикистаном) открывает КНР новые возможности в сфере гидроэнергетики и обеспечивает перенос китайско-киргизской границы от подножий некоторых гор к их верГеополитические изменения: меньше, чем можно было ожидать CentralAsia-2005.indd 258 21.10.2005 1:36:34

[стр.,276]

Марта Брилл Олкотт 259 шинам.
Таким образом, усиливается юридическая позиция Китая для дальнейшего давления с целью получения новых земель.
В Казахстане и Киргизии понимают, что их судьбы и будущее навсегда связаны с Китаем, если учитывать протяженность их общей границы.
Однако ничто не указывает на то, что в последние нескольколетониозаботилисьтакимположениемдел.Похоже,совсем наоборот.
Обе страны, кажется, удовлетворены отношениями с Китаем, в рамках которых от них время от времени требуют уступок, как это произошло при определении границ.
Но отношения с Китаем,
вообще говоря, более проблематичны, чем отношения с Россией, потому что потенциальная мощь Китая кажется почти безграничной, и когда-нибудь потребности его растущего населения могут оказаться важнее, чем потребности населения Центральноазиатского региона 108 .
Однако в ближайшей перспективе позиция Китая в отношении стран Центральной Азии представляется вполне предсказуемой и в целом благосклонной к целям их лидеров.

Центральная Азия и остальной мир Увеличение американского присутствия в Центральной Азии не создало реальных препятствий для деловых отношений государств региона с остальным миром.
У этих стран по-прежнему сохраняются разнообразные возможности, в значительной степени не осуществленные.
Еще несколько лет назад идея использования Турции в качестве моста для связи с Центральноазиатским регионом казалась вполне реалистичной.
Хотя его государства остаются очень близкими Турции, но война с террором не способствовала выдвижению ими новых совместных с Турцией инициатив.
Фактически, сделав акцент на укрепление прямых оборонных связей с центральноазиатскими государствами, Соединенные Штаты ослабили посредническую роль Турции.
Теперь она уделяет все больше внимания проблеме вхождения в Европу, и европейский вектор остается для нее гораздо более важным приоритетом, нежели расширение влияния в Центральной Азии.
Тем не менее между тюркоязычными странами существуют тесные культурные и экономические связи 109 .
В некоторых секторах экономики стран Центральной Азии, наприCentralAsia-2005.indd 259 21.10.2005 1:36:35

[Back]