Проверяемый текст
Зарубина Наталья Николаевна. Хозяйственная культура как фактор модернизации (Диссертация 2000)
[стр. 122]

удобной по многим причинам коллективной системой организации.
Русская крестьянская община второй половины XIX — начала XX вв.
была весьма гибким организмом, предполагавшим разнообразные формы собственности (общинную, общую, семейную, личную) и организации хозяйственной и социальной жизни.
Конечно, сочетать индивидуальные и общинные интересы не везде удавалось и между «миром» и индивидом всегда существовал реальный антагонизм.
Острее всего он проявлялся, во-первых, при земельных переделах, часто ущемлявших интересы наиболее состоятельных хозяев; во-вторых, в ведении совместного хозяйства, когда требовалось оперативное принятие решения, мирская «демократия» явно тормозила продвижение дел и в этом, безусловно, уступала индивидуальной воле и ответственности (что отражено в
пословицах «Артели думой не владали», «Мужик умный, «мир» — дурак»).
Преимущества же общинных форм хозяйствования, прежде всего артельных, наиболее явно проявлялись в непосредственно трудовом процессе, в его артельной организации.
Артель была характерна не только для сельскохозяйственных, добывающих и прочих производств: особенностью русской
экономической культуры была артельная организация биржевых торгов.
П.А.
Бурышкин вспоминает: «Биржевые артели представляли своего рода особенность русской торгово-промышленной жизни.
Это были группировки лиц, связанных между собой круговой порукой, с ответственностью за возможные убытки при отправлении их профессиональной деятельности....

В амбарах кассу и товары артель брала «на страх» и отвечала за целость.
Она могла отвечать за убытки, потому что обладала артельным капиталом, часто весьма значительным, составлявшимся из вклада артельщиков, вносивших артельные паи»
[31].
Таким образом, община как форма хозяйствования и собственности, самоорганизации, групповой солидарности и т.д.
не препятствовала развитию характерных для капитализма форм деятельности ни в сельском хозяйстве, ни в других сферах.
Основное противоречие общинного начала в русской истории состояло не в конфликте между разными формами собственности и организации
122
[стр. 229]

229 деревне: "русское общинное крестьянство — не антагонист капитализма, а напротив, самая глубокая и самая прочная основа его.
Самая глубокая — потому что именно здесь, вдали от каких бы то ни было "искусственных" воздействий и не смотря на учреждения, стесняющие развитие капитализма, мы видим постоянное образование элементов капитализма внутри самой общины"1 2.
Исследователи крестьянства были вполне единодушны в признании наличия у него сильных индивидуалистических ориентаций.
Известный знаток русской деревни прошлого века А.Н.
Энгельгардт писал: "В моих письмах я уже много раз указывал на сильное развитие индивидуализма в крестьянах; на их обособленность в действиях, на неумение, нежелание лучше сказать, соединяться в хозяйстве для общего дела.
На это уже указывают и другие исследователи крестьянского быта.
Иные даже полагают, что делать что-нибудь сообща противно духу крестьянства.
Я с этим совершенно не согласен.
Все дело состоит в том, как смотреть на дело сообща.
Действительно, делать что-нибудь сообща, огульно, как говорят крестьяне, делать так, что работу каждого нельзя учесть в отдельности, противно крестьянам.
На такое общение в деле, по крайней мере при настоящей степени их развития, они не пойдут, хотя случается и теперь, что при нужде, когда нельзя иначе, крестьяне и теперь работают сообща"3.
Главной проблемой был поиск органичных форм сочетания индивидуальных интересов с удобной по многим причинам коллективной системой организации.
Русская крестьянская община второй половины XIX — начала XX вв.
была весьма гибким организмом, предполагавшим разнообразные формы собственности (общинную, общую, семейную, личную) и организации хозяйственной и социальной жизни.
Конечно, сочетать индивидуальные и общинные интересы не везде удавалось и между "миром" и индивидом всегда существовал реальный антагонизм.
Острее всего он проявлялся, во-первых, при земельных переделах, часто ущемлявших интересы наиболее состоятельных хозяев; во-вторых, в ведении совместного хозяйства, когда требовалось оперативное принятие решения, мирская "демократия" явно тормозила продвижение дел и в этом безусловно уступала индивидуальной воле и ответственности (что отражено в
1 См.
Зарубина Н.Н.
"Русский путь" и восточная самобытность, сравнение типов хозяйственной ориентации // Цивилизации и культуры.
Вып.
3.
Россия и Восток: геополитика и цивилизационные отношения.
М., 1996.
2 Ленин В.И.
Развитие капитализма в России.
Соч., Т.
Ill, М., 1934, с.
125.
3 Энгельгардт А.Н.
Из деревни.
Письмо седьмое // Письма из деревни.
Очерки о крестьянстве в России второй половины XIX века.
М., 1987, с.
177.


[стр.,230]

230 пословицах "Артели думой не владати", "Мужик умный, "мир" — дурак").
Преимущества же общинных форм хозяйствования, прежде всего артельных, наиболее явно проявлялись в непосредственно трудовом процессе, в его артельной организации.
Артель была характерна не только для сельскохозяйственных, добывающих и прочих производств: особенностью русской
деловой культуры была артельная организация биржевых торгов.
П.А.
Бурышкин вспоминает: "Биржевые артели представляли своего рода особенность русской торгово-промышленной жизни.
Это были группировки лиц, связанных между собой круговой порукой, с ответственностью за возможные убытки при отправлении их профессиональной деятельности.

<...> В амбарах кассу и товары артель брала "на страх" и отвечала за целость.
Она могла отвечать за убытки, потому что обладала артельным капиталом, часто весьма значительным, составлявшимся из вклада артельщиков, вносивших артельные паи"1.

Таким образом, община как форма хозяйствования и собственности, самоорганизации, групповой солидарности и т.д.
не препятствовала развитию характерных для капитализма форм деятельности ни в сельском хозяйстве, ни в других сферах.
Основное противоречие общинного начала в русской истории состояло не в конфликте между разными формами собственности и организации
сельскохозяйственного производства, не в прямом противоречии общины и хозяйствующего индивида, которое в реальности было сглажено, а в более фундаментальном противоречии между индивидуализмом и общинным корпоративизмом как базовыми ценностями социокультурной системы.
Здесь надо согласиться с А.С.
Ахиезером, который видит в соборном нравственном идеале, коренящимся в общине, антитезу индивидуалистического сознания 1 2.
Традиционная ориентация на "мир", с которым человек привык сверяться во всех случаях жизни, парадоксальным образом сосуществовала со столь же традиционным стремлением соблюсти собственные интересы и суверенитет, отстоять их от возможных покушений "мира".
Отсюда и такие парадоксы хозяйственной культуры, как сочетание прагматических, а порой и стяжательских ориентаций с мечтами о поравнении, "черном переделе", допущение равенства в нищете как альтернативы индивидуальному 1 Бурышкин П.А.
Москва купеческая.
М., 1990, с.
244.
2 Ахисзср А.С.
Россия: критика исторического опыта.
(Социокультурный словарь).
Т.
III.
М., 1991, с.
347.

[Back]