Проверяемый текст
Зарубина Наталья Николаевна. Хозяйственная культура как фактор модернизации (Диссертация 2000)
[стр. 124]

организованным народом) — в Государство.
Народ и Государство не разделялись («народ— тело, царь — голова»)».

[283].
Через посредство общины, а не лично, крестьянин выполнял и свои обязанности перед государством — «мир» платил налоги на основе круговой поруки, «мир» сдавал рекрутов в периоды набора, выполнял судебные функции и т.д.
Не только народ в целом, но и государство воспринималось как большой «мир», мир в широком смысле слова.
Однако реальное государство таким миром никогда не было, и с его усилением нарастало и отчуждение мирского и государственного начал
[131].
Исследователь русской общины К.Ф.
Одарчешю писал, что «история русского народа представляет собой параллельное развитие двух начал: начала государственного и начала общинного...
Государственное начало развивается все больше и больше и давит общинное, но это последнее не умерло,
но и, постоянно живя в народном сознании, с особой энергией проявляло себя в экономической и юридической жизни низших слоев общества».
[160] Государство сыграло весьма значительную роль в формировании российской экономической культуры.
Эта роль принципиально отличалась от той, которую сыграло государство в развитии экономики Запада.
В Европе развитие товарно-денежных отношений было связано с ростом городов, обладавших уже в средние века системой прав и свобод.
В дальнейшем развитие капиталистического предпринимательства шло снизу, на основе формирования «третьего сословия» и его борьбы за политические права и свободы, за влияние и признание в обществе.
Можно сказать, что западный предприниматель работал, развивал свое дело, богател независимо от государства, и часто при этом противопоставлял себя ему, отстаивая свои права.
Причем в странах континентальной Европы традиционно государство более активно регулировало хозяйственную жизнь, чем в Англии, а в США экономический индивидуализм и идеология невмешательства государства в бизнес получили наиболее сильное развитие.
В России становление товарно-денежных отношений, мануфактурного производства на основе прежних анклавов мелкопромышленной активности (например, район Тулы с его древними традициями металлургии и оружейного
124
[стр. 231]

231 обогащению и т.п.
Показательно, что воплощение извечной мечты о земле обернулось насильственной коллективизацией и превращением земли в "ничью".
Сочетание общинного и индивидуального идеалов осуществлялось с помощью выработки различных форм их сосуществования и структурирования.
Индивидуальные ориентации на обогащение, развитие хозяйства (у зажиточных крестьян, крестьянпредпринимателей, которые собирали крупные состояния и развивали собственное дело даже во времена крепостного права) сочеталось с круговой порукой в вопросах взаимоотношения общины и государства.
Индивидуальное и общинное начала в российской хозяйственной культуре взаимодействовали с государственным началом, бывшим здесь важнейшим фактором всей общественной жизни и одной из базовых ценностей.
Связь русского человека с государством была сложной и многогранной, в любом случае — неоднозначной.
Общинное начало также было элементом этой связи.
"Традиционная картина мира русских крестьян в части, касающейся общества, строилась по принципу "матрешки".
Предполагалась исходная включенность каждого крестьянина с его семьей, наделом и имуществом в общину-мир, а последний, в свою очередь, вместе со всей Землей (общинно-организованным народом) — в Государство.
Народ и Государство не разделялись ("народ — тело, царь — голова")."1.

Через посредство общины, а не лично, крестьянин выполнял и свои обязанности перед государством — "мир" платил налоги на основе круговой поруки, "мир" сдавал рекрутов в периоды набора, выполнял судебные функции и т.д.
Не только народ в целом, но и государство воспринималось как большой "мир", мир в широком смысле слова.
Однако реальное государство таким миром никогда не было, и с его усилением нарастало и отчуждение мирского и государственного начал1
2.
Исследователь русской общины К Ф Одарченко писал, что “история русского народа представляет собой параллельное развитие двух начал: начала государственного и начала общинного.
.
Государственное начало развивается все больше и больше и давит общинное, но это последнее не умерло,
1 Яхшиян О.Ю.
Собственность в менталитете русских крестьян // Менталитет и аграрное развитие России (XIX-XX вв.) М., 1996, с.
92 2 Лурье С.В.
Историческая этнология М., 1997 с.
264-265.


[стр.,232]

232 но и, постоянно живя в народном сознании, с особой энергией проявляло себя в экономической и юридической жизни низших слоев общества”1.
Государство сыграло весьма значительную роль в формировании российской
хозяйственной культуры.
Эта роль принципиально отличалась от той, которую сыграло государство в развитии экономики Запада.
В Европе развитие товарно-денежных отношений было связано с ростом городов, обладавших уже в средние века системой прав и свобод.
В дальнейшем развитие капиталистического предпринимательства шло снизу, на основе формирования "третьего сословия" и его борьбы за политические права и свободы, за влияние и признание в обществе.
Можно сказать, что западный предприниматель работал, развивал свое дело, богател независимо от государства, и часто при этом противопоставлял себя ему, отстаивая свои права.
Причем в странах континентальной Европы традиционно государство более активно регулировало хозяйственную жизнь, чем в Англии, а в США экономический индивидуализм и идеология невмешательства государства в бизнес получили наиболее сильное развитие.
В России становление товарно-денежных отношений, мануфактурного производства на основе прежних анклавов мелкопромышленной активности (например, район Тулы с его древними традициями металлургии и оружейного
дела), развитие оптовой торговли совпало с укреплением централизованного авторитарного государства в XVII веке.
Трудности в развитии отечественного предпринимательства — низкая платежеспособность населения, господство натурального хозяйства в деревне, отсутствие капиталов для организации крупных предприятий — обусловили активное вмешательство государства в сферу хозяйства.
Оно оказывало предпринимателям поддержку, предоставляя выгодные казенные заказы, привилегии на производство и сбыт той или иной продукции, откупа, проводя протекционистскую таможенную политику.
Создание крупного мануфактурного и промышленного производства в России со времен Петра I также шло при активной поддержке государства.
Особенно Петр поощрял организацию компаний (товариществ) для создания крупных мануфактур, которые пользовались разнообразными привилегиями, но строго контролировались и регламентировались Мануфактур-коллегией.
Основание мануфактур, требовавшее крупных капиталов, нередко осуществлялось с привлечением государственных средств, 1 Одарченко К.Ф.
Нравственные и правовые основы русского народного хозяйства.
М., 1897.
Цит.
по: Лурье С.В.
Россия: община и государственность // Цивилизации и культуры.
Вып.
2 Россия и Восток: цивилизационные отношения.
М, 1995, с.
140.

[Back]