Проверяемый текст
Зарубина Наталья Николаевна. Хозяйственная культура как фактор модернизации (Диссертация 2000)
[стр. 137]

демонстративного потребления, так и с полным освобождением потребительского индивидуализма советских времен.
Традиционный коллективизм, подобно государственному присутствию в экономике, третировался как преграда на пути постсоветского обновления общества.
В средствах массовой информации, публицистике и некоторых научных работах этого периода можно встретить утверждения, что недостаточное развитие творческого, активного индивидуализма объясняется инертностью, косностью и конформизмом коллективистских уравнительных и солидаристских отношений.[153]
Однако демонстративное противопоставление частной предпринимательской инициативы государственной и индивидуализма коллективизму на деле лишь усугубили раскол и аномию в обществе.
Формальный «уход» государства из многих, в том числе и стратегически важных для народного хозяйства и социальной сферы, отраслей экономики породили дезорганизацию и упадок централизованного планового народного хозяйства.
Однако он не повлек за собой реального освобождения хозяйствующего индивида от влияния бюрократических структур и властных отношений.
Коррупция и криминал тормозят развитие частной инициативы не меньше, чем бюрократические препоны и налоговое бремя.
Опросы показывают, что предприниматель не чувствует себя и свою собственность свободными от угроз прямого насилия и внезапных, непредсказуемых, нерегулируемых никакими законами действий властных структур.
С другой стороны, ни для кого не секрет, что именно причастность к власти дает наиболее быстрый и эффективный доступ к «приватизации» сырьевых и финансовых ресурсов и производственных мощностей.
Реально происходит сращивание властных структур с крупным бизнесом и формирование олигархии, оказывающей все больше влияния на политическую и общественную жизнь.
Традиционная же для России политика защиты
отечественных производителей наталкивается как на возражения либеральных экономистов, выступающих против ограничений «свободы рынка», так и на слабость и бедность государства, не располагающего ресурсами для ее 137
[стр. 243]

243 годов, в мотивации индивидуальной предпринимательской деятельности ведущие места занимали достижительные ценности — стремление к повышению материального благосостояния, к обеспечению стабильного достатка в семье, к независимости и профессиональной самореализации, а также и гедонистические мотивы1, связанные как с ростом престижного и демонстративного потребления, так и с полным освобождением потребительского индивидуализма советских времен.
Традиционный коллективизм, подобно государственному присутствию в экономике, третировался как преграда на пути постсоветского обновления общества.
В средствах массовой информации, публицистике и некоторых научных работах этого периода можно встретить утверждения, что недостаточное развитие творческого, активного индивидуализма объясняется инертностью, косностью и конформизмом коллективистских уравнительных и солидаристских отношений1
2.
Однако демонстративное противопоставление частной предпринимательской инициативы государственной и индивидуализма коллективизму на деле лишь усугубили раскол и аномию в обществе.
Формальный "уход" государства из многих, в том числе и стратегически важных для народного хозяйства и социальной сферы, отраслей экономики породили дезорганизацию и упадок централизованного планового народного хозяйства.
Однако он не повлек за собой реального освобождения хозяйствующего индивида от влияния бюрократических структур и властных отношений.
Коррупция и криминал тормозят развитие частной инициативы не меньше, чем бюрократические препоны и налоговое бремя.
Опросы показывают, что предприниматель не чувствует себя и свою собственность свободными от угроз прямого насилия и внезапных, непредсказуемых, нерегулируемых никакими законами действий властных структур.
С другой стороны, ни для кого не секрет, что именно причастность к власти дает наиболее быстрый и эффективный доступ к "приватизации" сырьевых и финансовых ресурсов и производственных мощностей.
Реально происходит сращивание властных структур с крупным бизнесом и формирование олигархии, оказывающей все больше влияния на политическую и общественную жизнь.
Традиционная же для России политика защиты
1 См.: Истратов, Кертман и др.
Советские предприниматели о преспективах рыночной экономики И Вопросы прогнозирования, 1991, № 2; Прус И.
Так "за” или "против"? // Малый бизнес, рынок и общество.
1991, № 1.
2 См., например.
: Модернизация в России и конфликт ценностей, М., 1994, С.
204.


[стр.,244]

244 отечественных производителей наталкивается как на возражения либеральных экономистов, выступающих против ограничений "свободы рынка", так и на слабость и бедность государства, не располагающего ресурсами для ее проведения.
Таким образом, позитивные аспекты государственного участия в экономике (известны преимущества, полученные на определенном этапе японскими производителями в результате государственной политики ограничения доступа импортеров на внугренний рынок) оказались нереализуемыми, а негативные последствия сращивания экономических и властных отношений — непреодоленными.
Развитие индивидуализма сильно подорвало традиционный коллективизм.
Распад социалистической системы принудительного подчинения личности коллективу не только освободил частную инициативу, но и подорвал такие базовые устои российской хозяйственной культуры, как солидарность, взаимопомощь, гарантии защиты и поддержки.
С разрушением коллективизма в первую очередь пострадала срединная культура, стала распадаться ткань повседневной жизни: привычный темп и ритм труда и досуга, межличностные связи и общение, психологический климат на производстве и в быту.
Без достаточной нравственной и культурной легитимизации частной инициативы и индивидуального успеха распад коллективизма обостряет социальные антагонизмы, быстрое имущественное расслоение общества порождает зависть и взаимное неприятие разных социальных групп.
Сам постсоветский индивидуализм принципиально отличается от сложившегося на Западе.
Присущие второму ответственность и самодисциплина в первом случае остаются неразвитыми, поскольку, как мы уже говорили, чужая, неорганичная русской культуре западная аскеза не поддается заимствованию.
Современный индивидуализм в гораздо большей степени, нежели аскетическими ценностями, питается традицией потребительства, выросшей на основе деформации прагматических ориентаций в советский период, и демонстрационного эффекта.
Произошел перекос в сторону потребления в ущерб собственно хозяйственному, трудовому, созидательному рационализму: "Идеал рынка был представлен не в образе инициативного производительного труда, а в образе западного супермаркета, исключающего дефицит."1.
В постсоветском обществе индивидуализм предстает как отрицание любых социальных связей и организации и прежде всего — коллектива и государства, как утрата 1 В.С.
Степин.
Культура и становление цивилизованного рынка в России // Вопросы экономики.
1995, N 7.

[Back]