картину мира, представление о сущем и должном, о месте и назначении человека, о праведном образе жизни, о смысле и целях бытия, а также нормы повседневного поведения, отражающие эти высшие религиозные ценности. Православие, как и любая религия, определяет повседневную экономическую культуру не непосредственно, а на мировоззренческом уровне. В православной традиции, в отличие от католической и протестантской, нет специальных богословских трудов по хозяйственной тематике, а также развернутых поучений о трудовой, профессиональной, предпринимательской этике. Поэтому исследование влияния православия на экономическую культуру основывается на анализе всего комплекса вероучения, традиции, религиозной этики. Влияние православия ни в коем случае не следует рассматривать как единственный или определяющий фактор формирования экономической культуры. Оно накладывается на влияние других факторов, таких, как социальные отношения, роль государства в общественной жизни, географические и климатические условия, наконец, влияние других нравственных и идеологических систем. В то же время, специфическое значение православия в социокультурной системе России должно быть проанализировано и учтено. Подобно другим христианским конфессиям, православная хозяйственная этика определяется всей совокупностью вероучения и религиозной этики в целом. Православная этика хозяйства настаивает на том, что духовное имеет абсолютный приоритет над материальным. Не отрицая необходимости деятельного отношения к миру, православная этика требует, чтобы человек не забывал о своем высшем духовном предназначении, чтобы не материальная выгода, не практический интерес, а именно нравственное сознание определяли смысл его деятельности. Православие называют «иоанническим» христианством, подчеркивая, что оно вдохновляется образом апостола Иоанна — любимого ученика Христа, «апостола любви», который больше тяготел к внутренней, духовной, созерцательной стороне Учения. Для православного религиозного сознания "свойственно больше сосредотачиваться на небесном, абсолютном и вечном, на 141 |
247 § 2. Православие и хозяйственная культура в России. На протяжении веков православие определяло духовную жизнь России и формирование российского менталитета. Православный религиозный идеал, основные духовные и нравственные ценности сформировали специфическую картину мира, представление о сущем и должном, о месте и назначении человека, о праведном образе жизни, о смысле и целях бытия, а также нормы повседневного поведения, отражающие эти высшие религиозные ценности. Православие, как и любая религия, определяет повседневную хозяйственную культуру не непосредственно, а на мировоззренческом уровне. В православной традиции, в отличие от католической и протестантской, нет специальных богословских трудов по хозяйственной тематике, а также развернутых поучений о трудовой, профессиональной, предпринимательской этике. Поэтому исследование влияния православия на хозяйственную культуру основывается на анализе всего комплекса вероучения, традиции, религиозной этики. Влияние православия ни в коем случае не следует рассматривать как единственный или определяющий фактор формирования хозяйственной культуры. Оно накладывается на влияние других факторов, таких, как социальные отношения, роль государства в общественной жизни, географические и климатические условия, наконец, влияние других нравственных и идеологических систем. В то же время, специфическое значение православия в социокультурной системе России должно быть проанализировано и учтено. Подобно другим христианским конфессиям, православная хозяйственная этика определяется всей совокупностью вероучения и религиозной этики в целом Православная этика хозяйства настаивает на том, что духовное имеет абсолютный приоритет над материальным. Не отрицая необходимости деятельного отношения к миру, православная этика требует, чтобы человек не забывал о своем высшем духовном предназначении, чтобы не материальная выгода, не практический интерес, а именно нравственное сознание определяли смысл его деятельности. Православие называют "иоанническим" христианством, подчеркивая, что оно вдохновляется образом апостола Иоанна — любимого ученика Христа, "апостола любви", который больше тяготел к внутренней, духовной, созерцательной стороне Учения. Для православного религиозного сознания "свойственно больше сосредотачиваться на |