Проверяемый текст
Зарубина Наталья Николаевна. Хозяйственная культура как фактор модернизации (Диссертация 2000)
[стр. 143]

протестанту или католику, перед собой задачу рационального мирского поведения со скрупулезным подсчетом успехов и неудач, искушений и добродетелей.
Он сосредотачивается на внутренней, духовной жизни, в ней ищет совершенствования.
В любой деятельности для него имеет значение внутреннее содержание, а не внешняя форма.

Православная традиция не выработала специальной трудовой и профессиональной этики, рассматривая повседневный труд как добродетель в том случае, когда он наполнен аскетическим содержанием и благочестивыми помыслами.
При этом не делается принципиальных различий между разными видами труда и профессиями — сельское хозяйство, ремесла, подневольный или самостоятельный труд и т.п.
Тяжелые, грязные, самые не престижные формы труда имеют такую же — если не большую — аскетическую ценность, как и все остальные.
Для православной этики труда важно не его конкретное содержание, а духовные, моральные побуждения.
Отсюда проистекает невнимание к форме — к конкретной профессии и профессиональному мастерству, к качеству работы, к орудиям труда и технологии, к внешнему оформлению и упаковке изделия: «Из принципа определения внешнего внутренним следовало и отсутствие, интереса к форме, что проявлялось в самых разных аспектах.
Так, например, качество вещи определялось по ее содержанию, по функциональности.
(Возможно, с этими представлениями связано и пренебрежение русскими упаковкой товара, его эстетическим оформлением, и, напротив, принцип «через внешнее к внутреннему» в католическом и протестантском религиозном сознании повлиял на то, что внешняя эстетика быта была возведена в своего рода культ уже в секулярном сознании)».

[93] Узкопрофессиональное мастерство, совершенство в каком-либо одном деле, в отличие от западного понимания профессионализма, не почиталось добродетелью.
Напротив, всегда больше ценился «мастер на все руки», универсал и дилетант, воплощающий представление об общеобязательности и универсальности труда как аскетической добродетели.

143
[стр. 248]

248 небесном, абсолютном и вечном, на последних судьбах мира.
Созерцание — его высшее призвание, и от этого оно приобретает как бы "неотмирный" характер.
Паря над землей, православное религиозное сознание смотрит на землю с высоты небес1.
Для православия в богочеловеческом образе Иисуса Христа наиболее важна божественная природа, преобладающий образ Спасителя — "во Славе", воскресшего, поправшего смерть, а главный праздник — Пасха, Воскресение Христово.
Для православия более важна "духовная, внутренняя жизнь человека, внутренние его побуждения и движения сердца.
Православная этика воспитывает прежде всего сердце, и именно сердце в Православии является мистическим сосредоточением духовного пространства, в котором происходит сокровенный диалог человека и Бога.
Таким образом, в Православии все определяется внутренним, сокрытым от внешнего взора"1 2.
Эти высшие ориентации распространяются на православную хозяйственную этику.
Любая мирская деятельность оценивается по ее духовному и нравственному содержанию.
Она должна в первую очередь руководствоваться высшими религиозными мотивами, служить душеспасительным, а не меркантильным целям.
Практическая полезность хозяйственных усилий, самые добрые побуждения людей не имеют значения, если они совершаются без ориентации на внутреннюю духовную работу, не руководствуются любовью к Богу и к ближнему.
Любой полезный труд может с православной точки зрения быть как благом, так и злом в зависимости от того, "какая именно мотивация лежит в его основе, во имя чего и с какими внутренними побуждениями сердца он совершается"1.
Земное бытие человека воспринимается православием как подготовка к жизни вечной, но не отделяется от нее, а считается как бы первым, подготовительным этапом.
Поэтому православному сознанию свойственно чувство вечности, безграничности бытия, оно как бы теряет ощущение времени.
Цель в земной жизни — не просто праведность и накопление неких моральных заслуг, а "стяжание святого духа".
Поэтому православный верующий не ставит, подобно протестанту или католику, перед собой задачу рационального мирского поведения со скрупулезным подсчетом успехов и неудач, искушений и добродетелей.
Он сосредотачивается на внутренней, духовной жизни, в ней ищет совершенствования.
В любой деятельности для него имеет значение внутреннее содержание, а не внешняя форма
1 Коваль Т.Б.
Православная этика труда // Мир России, 1994, № 2, с.
60.
2 Там же.


[стр.,249]

249 Православная традиция не выработала специальной трудовой и профессиональной этики, рассматривая повседневный труд как добродетель в том случае, когда он наполнен аскетическим содержанием и благочестивыми помыслами.
При этом не делается принципиальных различий между разными видами труда и профессиями — сельское хозяйство, ремесла, подневольный или самостоятельный труд и т.п.
Тяжелые, грязные, самые непрестижные формы труда имеют такую же — если не большую — аскетическую ценность, как и все остальные.
Для православной этики труда важно не его конкретное содержание, а духовные, моральные побуждения.
Отсюда проистекает невнимание к форме — к конкретной профессии и профессиональному мастерству, к качеству работы, к орудиям труда и технологии, к внешнему оформлению и упаковке изделия: "Из принципа определения внешнего внутренним следовало и отсутствие интереса к форме, что проявлялось в самых разных аспектах.
Так, например, качество вещи определялось по ее содержанию, по функциональности.
(Возможно, с этими представлениями связано и пренебрежение русскими упаковкой товара, его эстетическим оформлением, и, напротив, принцип "через внешнее к внутреннему" в католическом и протестантском религиозном сознании повлиял на то, что внешняя эстетика быта была возведена в своего рода культ уже в секулярном сознании)"1.

Узкопрофессиональное мастерство, совершенство в каком-либо одном деле, в отличие от западного понимания профессионализма, не почиталось добродетелью.
Напротив, всегда больше ценился "мастер на все руки", универсал и дилетант, воплощающий представление об общеобязательности и универсальности труда как аскетической добродетели.

Обустройство повседневной жизни, рационализация хозяйства была свойственна русской светской культуре как и любой другой, о чем свидетельствует, в частности, "Домострой".
Однако православное сознание накладывало на представление о практичности свой духовный отпечаток: мирская практичность и рациональность имели, в отличие от протестантизма и католицизма, сугубо земной смысл, лишались высшего духовного содержания.
Духовным же идеалом оставался монах, аскет, странник, не привязанные к земным нуждам, не ищущие достатка и комфорта повседневного бытия.
Более того, излишняя привязанность к мирским благам являлась помехой на пути духовного спасения, молитвенной сосредоточенности на высших внемирских идеалах.
Там же, с.
66.1

[Back]