Проверяемый текст
Зарубина Наталья Николаевна. Хозяйственная культура как фактор модернизации (Диссертация 2000)
[стр. 147]

подготовку.
Но отец, как и все мы, считал, что больницу надо строить или в самой деревне или поблизости, и предложил крестьянам а деревня была одной из самых богатых в нашем Звенигородском уезде — отвести небольшой клочок земли.
Собрался сход и отказал.
«Афанасий Васильевич хочет больницу устроить для спасения своей души, — пусть и землю жертвует».

[31] Православное сознание опиралось на два духовных, нравственных и поведенческих идеала — монашеский и мирской.
Монашество являлось идеалом напряженных духовных исканий, неуклонного совершенствования, суровой аскезы, нравственной чистоты — и неуклонного претворения этих принципов в повседневной жизни.
Для мирян монашеский идеал был образцом для подражания, примером совершенного религиозного служения и праведного пути.
Основными формами православной монашеской аскезы были постничество и трудничество — упорное молитвенное бдение, отшельничество, строгое воздержание, пост, опрощение, любовь к «худым ризам», а также трудовое послушание, выполнение самых тяжелых работ.
Наиболее почитаемые православные святители были великими трудниками, вошли в историю как пример великого трудолюбия.
Основатели монастырей, становясь игуменами, продолжали деятельное участие в хозяйственной жизни.
Преподобный Феодосий Печерский, основатель Киево-Печерского монастыря, даже в игуменском сане выполнял тяжелые хозяйственные работы (молол пшеницу, пек просфоры, носил воду, дрова), часто брал на себя послушание, назначенное другим.
Преподобный Сергий Радонежский, основатель Троице-Сергиевой лавры, сам строил кельи, возделывал монастырские огороды, готовил пищу для братии.

Но сам по себе труд в православии, в отличие от протестантизма, не считался способом служения Богу и по своей душеспасительной ценности стоял гораздо ниже созерцания, молитвы, поста.
Историк русской культуры П.
Н.
Милюков писал: «Не надо забывать, прежде всего, что сегодняшний подвижник был вчерашним членом того же самого общества, хотя, может быть, и лучшим его представителем.
...

В большинстве случаев это была, как сам игумен Феодосий, сильная и крепкая физическая натура, привыкшая переносить все неудобства
147
[стр. 252]

252 распространенных до XIX в., были пожертвования на церкви и монастыри, имеющие целью не столько помощь бедным, сколько спасение души богатого.
В XIX в.
постепенно вышли на первый план социальные мотивы купеческой благотворительности, однако в сознании народа осталось убеждение, что она диктуется стремлением оправдать неправедные богатства и заслужить спасение души.
Московский предприниматель П.А.
Бурышкин вспоминал: "При нашем имении Поварово отец выстроил школу , приют для престарелых и фельдшерский пункт.
Когда моя сестра кончила медицинские курсы, он предложил ей выстроить в деревне Поварове больницу, которой она должна была бы заняться.
Сестра моя, кстати, была очень рада такой мысли и начала подготовку.
Но отец, как и все мы, считал, что больницу надо строить или в самой деревне или поблизости, и предложил крестьянам а деревня была одной из самых богатых в нашем Звенигородском уезде — отвести небольшой клочок земли.
Собрался сход и отказал.
"Афанасий Васильевич хочет больницу устроить "для спасения своей души", — пусть и землю жертвует"1.

Православное сознание опиралось на два духовных, нравственных и поведенческих идеала — монашеский и мирской.
Монашество являлось идеалом напряженных духовных исканий, неуклонного совершенствования, суровой аскезы, нравственной чистоты — и неуклонного претворения этих принципов в повседневной жизни.
Для мирян монашеский идеал был образцом для подражания, примером совершенного религиозного служения и праведного пути.
Основными формами православной монашеской аскезы были постничество и трудничество — упорное молитвенное бдение, отшельничество, строгое воздержание, пост, опрощение, любовь к "худым ризам", а также трудовое послушание, выполнение самых тяжелых работ.
Наиболее почитаемые православные святители были великими трудниками, вошли в историю как пример великого трудолюбия.
Основатели монастырей, становясь игуменами, продолжали деятельное участие в хозяйственной жизни.
Преподобный Феодосий Печерский, основатель Киево-Печерского монастыря, даже в игуменском сане выполнял тяжелые хозяйственные работы (молол пшеницу, пек просфоры, носил воду, дрова), часто брал на себя послушание, назначенное другим.
Преподобный Сергий Радонежский, основатель Троице-Сергиевой лавры, сам строил кельи, возделывал монастырские огороды, готовил пищу для братии.

1 Бурышкин П.А.
Москва купеческая.
М., 1990, с.
224.


[стр.,253]

253 Но сам по себе труд в православии, в отличие от протестантизма, не считался способом служения Богу и по своей душеспасительной ценности стоял гораздо ниже созерцания, молитвы, поста.
Историк русской культуры П.
Н.
Милюков писал: "Не надо забывать прежде всего, что сегодняшний подвижник был вчерашним членом того же самого общества, хотя, может быть, и лучшим его представителем.

< ..> В большинстве случаев это была, как сам игумен Феодосий, сильная и крепкая физическая натура, привыкшая переносить все неудобства тогдашнего малокультурного быта.
Физические подвиги были для такой натуры наиболее привычными.
Рубить дрова, таскать их в монастырь, носить воду, плотничать, молоть муку или работать на поварне для братии значило продолжать в стенах монастыря те же занятия, к которым она привыкла в мире.
Настоящие подвиги начинались тогда, когда заходила речь о лишении пищи и сна.
Борьба с этими потребностями натуры — пост и бдение — считались поэтому особенно высоким подвигом духа.
В своей полноте этот подвиг был доступен только избранным и доставлял им всеобщее уважение»1.
Монашеское трудничество в полной мере воплотило идеал духовно наполненного бескорыстного труда.
Труд имел аскетическое, душеспасительное значение и не предполагал получения адекватного материального вознаграждения.
Напротив, считалось проявлением корыстолюбия брать за труд его настоящую цену: плата всегда занижалась, и работа выполнялась частично даром.
Таким образом из монашеского идеала в мир пришла ценность бескорыстия и самоотверженности, сознание, что занижение платы за работу допустимо1 2.
Ведь принятие заниженного материального вознаграждения предполагает, что существует и нематериальная — духовная, нравственная — награда, которую получает бескорыстный труженик.
Монастырское трудничество совершалось как ради религиозной аскезы, так и во имя любви к ближним, к братии.
В монашестве наиболее полно воплотился соборный идеал русского православия — гармония личного и собственно соборного, общего: трудническое послушание было строго индивидуальным, выполнялось в одиночестве и внутренней духовной сосредоточенности, но совершалось оно во имя как религиозной аскезы, так и общего хозяйства.
1 Милюков П.Н.
Очерки по истории русской культуры.
Т.2., М., 1994, с.
19.
2 Не здесь ли корни той покорности, с которой люди принимали явно заниженные зарплаты в советский период и мирятся с многомесячным задержками в постсоветский?

[Back]