Проверяемый текст
Зарубина Наталья Николаевна. Хозяйственная культура как фактор модернизации (Диссертация 2000)
[стр. 148]

тогдашнего малокультурного быта.
Физические подвиги были для такой натуры наиболее привычными.
Рубить дрова, таскать их в монастырь, носить воду, плотничать, молоть муку или работать на поварне для братии значило продолжать в стенах монастыря те же занятия, к которым она привыкла в мире.
Настоящие подвиги начинались тогда, когда заходила речь о лишении пищи и сна.
Борьба с этими потребностями натуры — пост и бдение — считались, поэтому особенно высоким подвигом духа.
В своей полноте этот подвиг был доступен только избранным и доставлял им всеобщее уважение».

[148] Монашеское трудничество в полной мере воплотило идеал духовно наполненного бескорыстного труда.
Труд имел аскетическое, душеспасительное значение и не предполагал получения адекватного материального вознаграждения.
Напротив, считалось проявлением корыстолюбия брать за труд его настоящую цену: плата всегда занижалась, и работа выполнялась частично даром.
Таким образом, из монашеского идеала в мир пришла ценность бескорыстия и самоотверженности, сознание, что занижение платы за работу допустимо.

Ведь принятие заниженного материального вознаграждения предполагает, что существует и нематериальная — духовная, нравственная — награда, которую получает бескорыстный труженик.
Монастырское трудничество совершалось как ради религиозной аскезы, так и во имя любви к ближним, к братии.
В монашестве наиболее полно воплотился соборный идеал русского православия — гармония личного и собственно соборного, общего: трудническое послушание было строго индивидуальным, выполнялось в одиночестве и внутренней духовной сосредоточенности, но совершалось оно во имя, как религиозной аскезы, так и общего хозяйства.

Монашеский идеал полностью отрицал частную собственность.
Любая собственность принадлежит Богу, а люди лишь распоряжаются ей.
И благом может быть только употребляемая в общих интересах собственность.
Все монастырское хозяйство было совместным, общим, а распределение осуществлялось в соответствии с принципами равенства и удовлетворения
148
[стр. 253]

253 Но сам по себе труд в православии, в отличие от протестантизма, не считался способом служения Богу и по своей душеспасительной ценности стоял гораздо ниже созерцания, молитвы, поста.
Историк русской культуры П.
Н.
Милюков писал: "Не надо забывать прежде всего, что сегодняшний подвижник был вчерашним членом того же самого общества, хотя, может быть, и лучшим его представителем.
< ..> В большинстве случаев это была, как сам игумен Феодосий, сильная и крепкая физическая натура, привыкшая переносить все неудобства тогдашнего малокультурного быта.
Физические подвиги были для такой натуры наиболее привычными.
Рубить дрова, таскать их в монастырь, носить воду, плотничать, молоть муку или работать на поварне для братии значило продолжать в стенах монастыря те же занятия, к которым она привыкла в мире.
Настоящие подвиги начинались тогда, когда заходила речь о лишении пищи и сна.
Борьба с этими потребностями натуры — пост и бдение — считались поэтому особенно высоким подвигом духа.
В своей полноте этот подвиг был доступен только избранным и доставлял им всеобщее уважение»1.

Монашеское трудничество в полной мере воплотило идеал духовно наполненного бескорыстного труда.
Труд имел аскетическое, душеспасительное значение и не предполагал получения адекватного материального вознаграждения.
Напротив, считалось проявлением корыстолюбия брать за труд его настоящую цену: плата всегда занижалась, и работа выполнялась частично даром.
Таким образом из монашеского идеала в мир пришла ценность бескорыстия и самоотверженности, сознание, что занижение платы за работу допустимо1
2.
Ведь принятие заниженного материального вознаграждения предполагает, что существует и нематериальная — духовная, нравственная — награда, которую получает бескорыстный труженик.
Монастырское трудничество совершалось как ради религиозной аскезы, так и во имя любви к ближним, к братии.
В монашестве наиболее полно воплотился соборный идеал русского православия — гармония личного и собственно соборного, общего: трудническое послушание было строго индивидуальным, выполнялось в одиночестве и внутренней духовной сосредоточенности, но совершалось оно во имя как религиозной аскезы, так и общего хозяйства.

1 Милюков П.Н.
Очерки по истории русской культуры.
Т.2., М., 1994, с.
19.
2 Не здесь ли корни той покорности, с которой люди принимали явно заниженные зарплаты в советский период и мирятся с многомесячным задержками в постсоветский?

[стр.,254]

254 Монашеский идеал полностью отрицал частную собственность.
Любая собственность принадлежит Богу, а люди лишь распоряжаются ей.
И благом может быть только употребляемая в общих интересах собственность.
Все монастырское хозяйство было совместным, общим, а распределение осуществлялось в соответствии с принципами равенства и удовлетворения
потребностей.
Потребление, впрочем, ограничивалось аскезой, которая становилась все суровее по мере духовного самосовершенствования.
Интенсивная хозяйственная деятельность превращала многие русские монастыри в мощные хозяйственные организмы.
Даже построенные в суровых северных пустынях обители становились центрами сельского хозяйства, ремесел, образования.
Известнейший Соловецкий монастырь представлял собой цветущий оазис среди скудной северной природы — с садами и огородами, парками и оранжереями, многочисленными мастерскими, дорогами, мостами, каналами, построенными монахами.
Экономическая мощь была необходима монастырям не сама по себе и не для развития производства как такового — она составляла основу их социальной, благотворительной деятельности.
Ибо к монашескому трудничеству относился не только непосредственно физический труд, но и молитвенное созерцание ("умное делание"), и социальная работа — помощь неимущим и страждущим, уход за больными и сиротами, забота об образовании и духовном воспитании мирян.
Вопрос о приоритете духовного трудничества или социального служения монастырей стал предметом исторического спора стяжателей и нестяжателей.
В миру духовные и нравственные требования были гораздо более мягкими.
Повседневная хозяйственная деятельность была не проникнутым высокой духовностью трудничеством, а средством выживания, обустройства бытия, выполнения социальных ролей и т.д.
Поскольку православие не выработало специальной хозяйственной этики, то все ежедневные дела, в монастырях освященные религиозной аскезой, в повседневной жизни мирян регулировались традиционными нерелигиозными ценностями.
В обыденной жизни православный человек отдавал молитве положенное время, а затем жил в соответствии с мирскими, часто с архаичными, дохристианскими представлениями.
П.Н.
Милюков отмечал: "В первое время после принятия христианства русское общество делилось, как мы видели, на две очень неравные половины.
Ничтожная по численности кучка людей, наиболее увлеченных новыми верованиями, усердно <...> старалась воспроизвести на Руси утонченнейшие подвиги восточного благочестия.
Остальная огромная масса, несмотря на название христиан, оставалась языческой.
Два

[Back]