Проверяемый текст
Зарубина Наталья Николаевна. Хозяйственная культура как фактор модернизации (Диссертация 2000)
[стр. 149]

потребностей.
Потребление, впрочем, ограничивалось аскезой, которая становилась все суровее по мере духовного самосовершенствования.
Интенсивная хозяйственная деятельность превращала многие русские монастыри в мощные хозяйственные организмы.
Даже построенные в суровых северных пустынях обители становились центрами сельского хозяйства, ремесел, образования.
Известнейший Соловецкий монастырь представлял собой цветущий оазис среди скудной северной природы — с садами и огородами, парками и оранжереями, многочисленными мастерскими, дорогами, мостами, каналами, построенными монахами.
Экономическая мощь была необходима монастырям не сама по себе и не для развития производства как такового — она составляла основу их социальной, благотворительной деятельности.
Ибо к монашескому трудничеству относился не только непосредственно физический труд, но и молитвенное созерцание («умное делание»), и социальная работа — помощь неимущим и страждущим, уход за больными и сиротами, забота об образовании и духовном воспитании мирян.
Вопрос о приоритете духовного трудничества или социального служения монастырей стал предметом исторического спора стяжателей и
нестяжателен.
В миру духовные и нравственные требования были гораздо более мягкими.
Повседневная хозяйственная деятельность была не проникнутым высокой духовностью трудничеством, а средством выживания, обустройства бытия, выполнения социальных ролей и т.д.
Поскольку православие не выработало специальной хозяйственной этики, то все ежедневные дела, в монастырях освященные религиозной аскезой, в повседневной жизни мирян регулировались традиционными нерелигиозными ценностями.
В обыденной жизни православный человек отдавал молитве положенное время, а затем жил в соответствии с мирскими, часто с архаичными, дохристианскими представлениями.
П.Н.
Милюков отмечал: «В первое время после принятия христианства русское общество делилось, как мы видели, на две очень неравные половины.
Ничтожная по численности кучка людей, наиболее увлеченных новыми верованиями, усердно ...

старалась воспроизвести на Руси утонченнейшие подвиги восточного
149
[стр. 254]

254 Монашеский идеал полностью отрицал частную собственность.
Любая собственность принадлежит Богу, а люди лишь распоряжаются ей.
И благом может быть только употребляемая в общих интересах собственность.
Все монастырское хозяйство было совместным, общим, а распределение осуществлялось в соответствии с принципами равенства и удовлетворения потребностей.
Потребление, впрочем, ограничивалось аскезой, которая становилась все суровее по мере духовного самосовершенствования.
Интенсивная хозяйственная деятельность превращала многие русские монастыри в мощные хозяйственные организмы.
Даже построенные в суровых северных пустынях обители становились центрами сельского хозяйства, ремесел, образования.
Известнейший Соловецкий монастырь представлял собой цветущий оазис среди скудной северной природы — с садами и огородами, парками и оранжереями, многочисленными мастерскими, дорогами, мостами, каналами, построенными монахами.
Экономическая мощь была необходима монастырям не сама по себе и не для развития производства как такового — она составляла основу их социальной, благотворительной деятельности.
Ибо к монашескому трудничеству относился не только непосредственно физический труд, но и молитвенное созерцание ("умное делание"), и социальная работа — помощь неимущим и страждущим, уход за больными и сиротами, забота об образовании и духовном воспитании мирян.
Вопрос о приоритете духовного трудничества или социального служения монастырей стал предметом исторического спора стяжателей и
нестяжателей.
В миру духовные и нравственные требования были гораздо более мягкими.
Повседневная хозяйственная деятельность была не проникнутым высокой духовностью трудничеством, а средством выживания, обустройства бытия, выполнения социальных ролей и т.д.
Поскольку православие не выработало специальной хозяйственной этики, то все ежедневные дела, в монастырях освященные религиозной аскезой, в повседневной жизни мирян регулировались традиционными нерелигиозными ценностями.
В обыденной жизни православный человек отдавал молитве положенное время, а затем жил в соответствии с мирскими, часто с архаичными, дохристианскими представлениями.
П.Н.
Милюков отмечал: "В первое время после принятия христианства русское общество делилось, как мы видели, на две очень неравные половины.
Ничтожная по численности кучка людей, наиболее увлеченных новыми верованиями, усердно
<...> старалась воспроизвести на Руси утонченнейшие подвиги восточного благочестия.
Остальная огромная масса, несмотря на название христиан, оставалась языческой.
Два

[Back]