преп. Нила ценности, и его сподвижники занимались не столько хозяйственной работой, сколько молитвенным созерцанием и интеллектуальным трудом (переписыванием древних книг, переводами и т.п.), отрешаясь от мира не только с его трудами и суетой, но и всеми проблемами и противоречиями. Хозяйственные занятия были даже нежелательны, если мешали отдаваться умному деланию: преподобный Нил советовал монахам «Пропитание снискивать трудами рук своих, но не заниматься даже земледелием, так как оно неприлично отшельнику». Активной благотворительностью «нестяжатели» также не занимались, полагая свое служение в духовном воспитании человека. Идеологом монастырского «стяжательства», то есть систематической хозяйственной аскезы, стал оппонент Нила Сорского Иосиф Волоцкий, у которого «эстетика быта и обряда прекрасно уживаются с практическим умом, с зоркостью к окружающему, с большим талантом хозяина и строителя". [238] У «осифлян» само умное делание было подчинено социальному служению, социально-полезной работе по обустройству хозяйственного и политического космоса. Созданный им Иосифо-Волоколамский монастырь являл собой не только образец строгого общежительного устава, но и стал мощнейшим хозяйственным организмом, владельцем многочисленных сел, промыслов и угодий. Монастырь содержал приют для странников, для стариков и детей, больницу, огромную по тем временам библиотеку в тысячу томов, всегда помогал окрестным крестьянам зерном, инвентарем, скотом, а в неурожайный год мог прокормить до семи тысяч голодающих, не считая малолетних детей. Сам Преп. Иосиф о масштабах и целях своих хозяйственных трудов писал: «Надобе церковные вещи строити, святые иконы и святые сосуды, и книги, и ризы, и братство кормити и пойти, и одевати, и обувати, и иные всякие нужи исполняти, и нищим и странным, и мимоходящим давати и кормити». Такое хозяйство требовало от ста пятидесяти до трехсот рублей в год, не считая хлеба“[256] И заботы Иосифа не ограничивались только монастырским хозяйством, фактически его целью было переустройство мирских хозяйственных отношений на христианских основах. Вообще же преп. Иосиф 152 |
256 интерпретации трудничества и хозяйственной деятельности монастырей. С позиций защиты церковной и монастырской собственности выступали Иосиф Волоцкий и его последователи, именовавшиеся "стяжателями" ("осифлянами"). Нил Сорский с "нестяжателями" ("заволжцами” — по основному региону распространения) настаивали на отказе как от собственности, так и активной социальной и политической деятельности церкви. Русский философ Г.П. Федотов так охарактеризовал основные различия между "нестяжателями" и "стяжателями": "<...> одни исходят из любви, другие — из страха Божия; одни являют кротость и всепрощение, другие — строгость к грешнику. В организации иноческой жизни на одной стороне — почти безвластие, на другой — суровая дисциплина. Духовная жизнь "заволжцев" протекает в совершенном созерцании и "умной молитве", "осифляне" (последователи преп. Иосифа Волоцкого) любят обрядовое благочестие и уставную молитву. "Заволжцы" защищают духовную свободу и заступаются за гонимых еретиков, "осифляне" предают их на казнь. "Нестяжатели" предпочитают трудовую бедность имениям и даже милостыне, "осифляне" ищут богатства ради социально организованной благотворительности <...> Наконец, первые дорожат независимостью от светской власти, последние работают над укреплением самодержавия и добровольно отдают под его попечение свои монастыри и всю русскую Церковь. Начала мистической жизни и духовной свободы противостоят социальной организации и уставному благочестию"1 2. В споре "стяжателей" и "нестяжателей" отразились различия в понимании сущности труда в православной традиции. У Нила Сорского и "нестяжателей" он состоял в "умном делании", то есть во внутреннем, духовном труде, мистическом созерцании, борьбе с греховными помыслами. "Внешняя" трудовая аскеза, если она не сопровождалась "внутренним" трудом, не имела для преп. Нила ценности, и его сподвижники занимались не столько хозяйственной работой, сколько молитвенным созерцанием и интеллектуальным трудом (переписыванием древних книг, переводами и т.п.), отрешаясь от мира не только с его трудами и суетой, но и всеми проблемами и противоречиями. Хозяйственные занятия были даже нежелательны, если мешали отдаваться умному деланию: преподобный Нил советовал монахам "Пропитание снискивать трудами рук своих, но не заниматься даже земледелием, так как оно неприлично отшельнику". Активной благотворительностью 1 См.: Buss A. Die Wirtschaftsethik des russisch-orthodoxen Christentums. Heidelberg, 1989. 2 Федотов Г.П. Святые Древней Руси. М., 1990, с. 186. 257 "нестяжатели" также не занимались, полагая свое служение в духовном воспитании человека. Идеологом монастырского "стяжательства", то есть систематической хозяйственной аскезы, стал оппонент Нила Сорского Иосиф Волоцкий, у которого "эстетика быта и обряда прекрасно уживаются с практическим умом, с зоркостью к окружающему, с большим талантом хозяина и строителя"1. У "осифлян" само умное делание было подчинено социальному служению, социально-полезной работе по обустройству хозяйственного и политического космоса. Созданный им ИосифоВолоколамский монастырь являл собой не только образец строгого общежительного устава, но и стал мощнейшим хозяйственным организмом, владельцем многочисленных сел, промыслов и угодий. Монастырь содержал приют для странников, для стариков и детей, больницу, огромную по тем временам библиотеку в тысячу томов, всегда помогал окрестным крестьянам зерном, инвентарем, скотом, а в неурожайный год мог прокормить до семи тысяч голодающих, не считая малолетних детей. Сам Преп. Иосиф о масштабах и целях своих хозяйственных трудов писал: "Надобе церковные вещи строити, святые иконы и святые сосуды, и книги, и ризы, и братство кормити и поити, и одевати, и обувати, и иные всякие нужи исполняти, и нищим и странным, и мимоходящим давати и кормити". Такое хозяйство требовало от ста пятидесяти до трехсот рублей в год, не считая хлеба1 2. И заботы Иосифа не ограничивались только монастырским хозяйством, фактически его целью было переустройство мирских хозяйственных отношений на христианских основах. Вообще же преп. Иосиф видел предназначение Церкви в практическом переустройстве мира на основе нравственных заповедей православия. Об уровне хозяйственного кругозора и попечения Преп. Иосифа свидетельствует тот факт, что во время голода он обращался к князьям с призывами организовать помощь голодающим и целенаправленно бороться со спекуляцией хлебом, ввести фиксированные низкие цены и строго наказывать нарушителей. Целью «стяжателей», таким образом, было не богатство монастыря самого по себе, не комфорт и мещанское благополучие, противоречащее монашескому и вообще религиозному идеалу, а благотворительность, основанная на христианских идеалах любви к ближнему. В интересах благотворительности Иосиф отошел от традиции 1 Цит. по: Г.П. Федотов. Святые Древней Руси. М., 1990, с. 179. 2 И. Хрущов. Исследования о сочинениях Иосифа Санина преподобного игумена Волоцкого" Б. м.. 1868, с. 72. |