Проверяемый текст
Зарубина Наталья Николаевна. Хозяйственная культура как фактор модернизации (Диссертация 2000)
[стр. 155]

материальных благ во имя духовного спасения, так и хозяева и труженики, умеющие обустраивать материальный космос на благо человека.
В русском народе всегда жила мечта о материальном достатке и благополучии, хотя надо признать, что успех и богатство никогда не выходили на уровень культурного идеала, оставаясь в подчиненном положении по отношению к более высоким ценностям, таким, как духовное и нравственное совершенствование и общественное и государственное служение.
Хозяйственной этике Русской православной церкви часто противопоставляется старообрядческая субкультура, в контексте которой действительно была развита высокая трудовая и предпринимательская традиция.
Многие ведущие предпринимательские династии, известные не только своей экономической деятельностью, но и меценатством, и вкладом в русскую науку, принадлежали к старообрядцам, достаточно назвать Рябушинских, Морозовых, Солдатенковых, Кокоревых, Гучковых...
Рассмотрим основные религиозные и социокультурные предпосылки высокой хозяйственной активности и эффективности старообрядцев.

В феврале 1653 года в России произошла церковная реформа патриарха Никона.
Она касалась не догматических и вероучительных основ православия, а его обрядовой стороны: надлежало креститься тремя, а не двумя перстами, писать Иисус вместо Исус и т.п.
За реформой последовал церковный раскол: часть духовенства и мирян отказались следовать нововведениям, нарушившим, по их мнению, первоначальную чистоту древнего православия.
Необходимо иметь в виду, что за внешней, обрядовой стороной раскола стояли предшествующие ему многолетние духовные разногласия.
Сторонники Никона стремились приблизить русский православный обряд к греческому, а его противники стояли на жестких национальных позициях и видели всемирноисторическую духовную миссию Руси в том, чтобы сохранить первоначальное, «древлее» православное благочестие до второго пришествия.
Противники реформы полагали, что не они уходят в раскол, а сама Церковь и государство отходят от «древнего отеческого благочестия» и предаются «инославному
155
[стр. 259]

259 благодать в храмах как бедных до последнего убожества, так и великолепных до крайнего преизлишка; но собственное чувство людей должно заставлять их заботиться о возможно приличной внешности храмов и их принадлежностей, ибо если посредством этих забот выражается уважение к людям, то тем более должно обязывать к ним благоговение перед Богом»1.
Многие мыслители, как классики русского "серебряного века", так и современные приверженцы "русской идеи", увидели в распространении идей и традиций «осифлян» торжество "православия государственного, христианства жесткого,...
властолюбиво го"1 2, "поворот от Русской идеи", где "русская всечеловечность подменена азиатским чванством, универсализм — партикуляризмом, патриотизм — национализмом, русское смирение — смиренной гордыней, доброта и милосердие — жестокостью внешних требований"3.
Однако в конечном итоге оба идеала оказались принятыми и почитаемыми: и Нил Сорский, и Иосиф Волоцкий были причислены к лику преподобных, в России пользовались уважением и признанием как подвижники, отказывающиеся от материальных благ во имя духовного спасения, так и хозяева и труженики, умеющие обустраивать материальный космос на благо человека.
В русском народе всегда жила мечта о материальном достатке и благополучии, хотя надо признать, что успех и богатство никогда не выходили на уровень культурного идеала, оставаясь в подчиненном положении по отношению к более высоким ценностям, таким, как духовное и нравственное совершенствование и общественное и государственное служение.
Хозяйственной этике Русской православной церкви часто противопоставляется старообрядческая субкультура, в контексте которой действительно была развита высокая трудовая и предпринимательская традиция.
Многие ведущие предпринимательские династии, известные не только своей экономической деятельностью, но и меценатством, и вкладом в русскую науку, принадлежали к старообрядцам, достаточно назвать Рябушинских, Морозовых, Солдатенковых, Кокоревых, Гучковых...
Рассмотрим основные религиозные и социокультурные предпосылки высокой хозяйственной активности и эффективности старообрядцев.

1 Е.Е.
Голубинский.
История Русской Церкви.
М.,1997.
Т.1, 4.2, с.
289.
2 Русская Идея и современность.
М., 1992, с.
165.
3Там же, с.
61.


[стр.,260]

260 В феврале 1653 года в России произошла церковная реформа патриарха Никона.
Она касалась не догматических и вероучительных основ православия, а его обрядовой стороны: надлежало креститься тремя, а не двумя перстами, писать Иисус вместо Исус и т.п.
За реформой последовал церковный раскол: часть духовенства и мирян отказались следовать нововведениям, нарушившим, по их мнению, первоначальную чистоту древнего православия.
Необходимо иметь в виду, что за внешней, обрядовой стороной раскола стояли предшествующие ему многолетние духовные разногласия.
Сторонники Никона стремились приблизить русский православный обряд к греческому, а его противники стояли на жестких национальных позициях и видели всемирно-историческую духовную миссию Руси в том, чтобы сохранить первоначальное, "древлее" православное благочестие до второго пришествия.
Противники реформы полагали, что не они уходят в раскол, а сама Церковь и государство отходят от "древнего отеческого благочестия" и предаются "инославному
римскому нечестию".
Отсюда столь свойственное старообрядцам враждебное отношение к государству, нежелание сотрудничать с ним, которое затем было многократно усилено жестокими преследованиями и гонениями.
В течение 50—60-х гг.
XVII столетия гонения на раскольников со стороны государства и официальной церкви ужесточались, и все умеренные, нерешительные, колеблющиеся постепенно примыкали к "никонианам", замолкали, прекращали борьбу.
Лишь самые решительные, убежденные, уверенные в своей духовной правоте продолжали, несмотря на все гонения, отстаивать древнюю веру, и это качество личности, человеческого материала, несомненно, наложило отпечаток на всю историю и культуру раскола.
Среди старообрядцев не было, в отличие от государственной церкви, единства: раскол распадался на поповские и беспоповские согласия и толки, которые имели собственные взгляды на религиозный обряд и службу, на отношение к государству, на заключение брака и т.д.
Наиболее радикальными были беспоповцы, которые считали, что после реформ пресекается земная иерархия священства.
После того как умерли последние из не столь многочисленных священнослужителей, рукоположенных еще до никоновской реформы и верных "древлему благочестию", беспоповцы стали выполнять требы и таинства самостоятельно (исповедовались друг другу, вместо литургии ограничивались вечерней и утреней, которые читали грамотные миряне, причащались символически — изюмом).
Особые трудности и разногласия вызвали вопросы о совершении таинства

[Back]