Проверяемый текст
Зарубина Наталья Николаевна. Хозяйственная культура как фактор модернизации (Диссертация 2000)
[стр. 158]

Преследуемые властями, особенно жестоко в период правления Софьи, раскольники-старообрядцы уходили в малозаселенные и труднодоступные районы Русского Севера, Сибири, доходили даже до Алтая и Тибета.
Естественно, что они внесли большой вклад в хозяйственное освоение этих земель: «Быстро населилась с этого времени и северная пустыня.
Первыми пионерами пустынножительства были здесь соловецкие иноки, не решившиеся выдерживать осады их монастыря московскими войсками.
Все такие нерешительные перед началом осады съехали с острова и разбрелись по поморью, разнося повсюду ненависть к никоновым новинам (церковным реформам)
и приверженность к древнему православию.
Укрываясь от властей, они выбирали себе самые глухие уголки.
Где-нибудь у лесного озера, отрезанного непроходимыми болотами и лесами от всякого сообщения с миром, селился отшельник и часто без всякой защиты от северной зимней стужи, кроме лесного костра, начинал свое «жестокое житие».
Мало-помалу он обживался, сколачивал себе келью, начинал ковырять землю «копорюгою» или мотыгою.
«Нужных ради потреб» или «для ученья благочестия и проповеди» он выходил по временам из леса в соседние деревни.
Слава пустынника быстро распространялась в мире.
Повсюду, в погостах и в «весях» он приобретал покровителей — «христолюбцев», готовых помочь ему деньгами и съестными припасами или даже укрыть его в случае надобности.
Являлись и поклонники, готовые последовать его примеру и уходившие один за другим в пустыню.
Около одинокой кельи составлялось целое общежитие.
Общими силами поселенцы сжигали лесные участки, и снимали с «гари» несколько урожаев.
«Жестокое» и «нужное» пустынное житие превращалось в «пристойное и пространное».

[148] В конце XVII — начале XVIII вв.
старообрядцы стали отказываться от самосожжений и начали постепенно налаживать жизнь.
Однако их общины сохраняли замкнутость и поддерживали по возможности минимальные связи с внешним миром: в Сибири, в Алтайской тайге некоторые из них сохраняли самоизоляцию на протяжении нескольких веков! Старообрядцы отказались покупать у «еретиков-никониан» продукты и товары, делить с ними трапезу,
158
[стр. 262]

262 Первоначально основным путем спасения были полная самоизоляция — бегство в пустыни, или самосожжение, которое считалось самым радикальным способом избавления от антихриста.
Преследуемые властями, особенно жестоко в период правления Софьи, раскольники-старообрядцы уходили в малозаселенные и труднодоступные районы Русского Севера, Сибири, доходили даже до Алтая и Тибета.
Естественно, что они внесли большой вклад в хозяйственное освоение этих земель: "Быстро населилась с этого времени и северная пустыня.
Первыми пионерами пустынножительства были здесь соловецкие иноки, не решившиеся выдерживать осады их монастыря московскими войсками.
Все такие нерешительные перед началом осады съехали с острова и разбрелись по поморью, разнося повсюду ненависть к никоновым новинам (церковным реформам —
Н.З.) и приверженность к древнему православию.
Укрываясь от властей, они выбирали себе самые глухие уголки.
Где-нибудь у лесного озера, отрезанного непроходимыми болотами и лесами от всякого сообщения с миром, селился отшельник и часто без всякой защиты от северной зимней стужи, кроме лесного костра, начинал свое "жестокое житие".
Мало-помалу он обживался, сколачивал себе келью, начинал ковырять землю "копорюгою" или мотыгою.
"Нужных ради потреб" или "для ученья благочестия и проповеди" он выходил по временам из леса в соседние деревни.
Слава пустынника быстро распространялась в мире.
Повсюду, в погостах и в "весях" он приобретал покровителей — "христолюбцев", готовых помочь ему деньгами и съестными припасами или даже укрыть его в случае надобности.
Являлись и поклонники, готовые последовать его примеру и уходившие один за другим в пустыню.
Около одинокой кельи составлялось целое общежитие.
Общими силами поселенцы сжигали лесные участки, и снимали с "гари" несколько урожаев.
"Жестокое" и "нужное" пустынное житие превращалось в "пристойное и пространное"1.

В конце XVII — начале XVIII вв.
старообрядцы стали отказываться от самосожжений и начали постепенно налаживать жизнь.
Однако их общины сохраняли замкнутость и поддерживали по возможности минимальные связи с внешним миром: в Сибири, в Алтайской тайге некоторые из них сохраняли самоизоляцию на протяжении нескольких веков! Старообрядцы отказались покупать у "еретиков-никониан" продукты и товары, делить с ними трапезу,
принимать пищу и питье из сосудов, до которой только 1 Милюков П.Н.
Очерки по истории русской культуры.
М., 1994.
Т.2, с.
80.

[Back]