Проверяемый текст
Зарубина Наталья Николаевна. Хозяйственная культура как фактор модернизации (Диссертация 2000)
[стр. 159]

принимать пищу и питье из сосудов, до которой только лишь дотрагивались «неверные».
Цель такой самоизоляции состояла в демонстрации ритуальной чистоты и нравственного превосходства.
Этому же служило и особое повседневное благочестие — старообрядцы строго соблюдали традиционные нормы нравственности, не употребляли спиртного и не курили, уделяли очень большое внимание чистоте жилищ.
Особое трудолюбие, упорство, старательность, расчетливость и рациональное хозяйствование также должны были выделять старообрядцев из массы «еретиков», подчеркивать их превосходство.
Очевидец свидетельствовал: «...когда вы проезжаете где-нибудь в деревне, далекой, глухой, и вы видите хорошие дома, богатые постройки, людей непьяных, занятых работой, людей нравственных и трезвых, вы всегда можете сказать вперед (спросите, и вам всегда скажут), это — старообрядцы».
[
197] Ослабление гонений при Петре I в начале XVIII в.
позволили старообрядческим общежитиям сделаться более стабильными и процветающими.
В этот период особенно выделялось Выговское общежитие (по реке Выгу в Северном Заонежье), получившее свободу «по старопечатным книгам службы свои к Богу
отправлять» в награду за поддержку, оказываемую вновь создаваемым Петром на севере железоделательным заводам.
Лидер общежития,
просвещенный богослов и талантливый хозяйственный организатор Андрей Денисов много сделал для того, чтобы преодолеть изоляционизм староверов и способствовать их хозяйственной — производственной и торговой активности: «Теперь мимо самого монастыря пролегали целых две дороги, и «гостиная» изба монастыря приобрела значение станции для проезжающих.
На соседнем берегу Онежского озера стояла монастырская пристань; многочисленные монастырские суда развозили свои и чужие товары и запасы.
В соседнем Каргопольском уезде куплены и
арендованы были обширные пространства пашни.
На внутренних озерах и на морском берегу, братия промышляла в широких размерах рыболовством.
Монастырские рыболовы и звероловы доходили до Новой Земли и Шпицбергена.
С югом России старцы вели значительные операции хлебом.
Сама обитель обстроилась заново, обзавелась замечательной библиотекой, целым рядом школ для писцов, для
159
[стр. 263]

263 лишь дотрагивались "неверные”.
Цель такой самоизоляции состояла в демонстрации ритуальной чистоты и нравственного превосходства.
Этому же служило и особое повседневное благочестие — старообрядцы строго соблюдали традиционные нормы нравственности, не употребляли спиртного и не курили, уделяли очень большое внимание чистоте жилищ.
Особое трудолюбие, упорство, старательность, расчетливость и рациональное хозяйствование также должны были выделять старообрядцев из массы "еретиков", подчеркивать их превосходство.
Очевидец свидетельствовал: "...когда вы проезжаете где-нибудь в деревне, далекой, глухой, и вы видите хорошие дома, богатые постройки, людей непьяных, занятых работой, людей нравственных и трезвых, вы всегда можете сказать вперед (спросите, и вам всегда скажут), это — старообрядцы"
Ослабление гонений при Петре I в начале XVIII в.
позволили старообрядческим общежитиям сделаться более стабильными и процветающими.
В этот период особенно выделялось Выговское общежитие (по реке Выгу в Северном Заонежье), получившее свободу "по старопечатным книгам службы свои к Богу
отправляти" в награду за поддержку, оказываемую вновь создаваемым Петром на севере железоделательным заводам.
Лидер общежития,
просвященный богослов и талантливый хозяйственный организатор Андрей Денисов много сделал для того, чтобы преодолеть изоляционизм староверов и способствовать их хозяйственной — производственной и торговой активности: "Теперь мимо самого монастыря пролегали целых две дороги, и "гостинная" изба монастыря приобрела значение станции для проезжающих.
На соседнем берегу Онежского озера стояла монастырская пристань; многочисленные монастырские суда развозили свои и чужие товары и запасы.
В соседнем Каргопольском уезде куплены и
заарендованы были обширные пространства пашни.
На внутренних озерах и на морском берегу братия промышляла в широких размерах рыболовством.
Монастырские рыболовы и звероловы доходили до Новой Земли и Шпицбергена.
С югом России старцы вели значительные операции хлебом.
Сама обитель обстроилась заново, обзавелась замечательной библиотекой, целым рядом школ для писцов, для
певчих, для иконописцев и всевозможными ремесленными заведениями.1 2.
Выговское общежитие, по сути своей 1 Цит.
по: Рощин М.Ю.
Старообрядчество и труд // Генезис кризисов природы и общества в России.
Материалы второй научной конференции "Человек и природа — проблемы социоестественной истории" (21—25 сентября 1993 г., Феодосия).
М., 1994.
2 Милюков П.Н.
Очерки по истории русской культуры.
М., 1994, Т.2,, с.
82.

[Back]