Проверяемый текст
Зарубина Наталья Николаевна. Хозяйственная культура как фактор модернизации (Диссертация 2000)
[стр. 161]

сурового изоляционизма Феодосия, жестко осудили сношения с «еретиками».
В последствии поморское согласие отличалось большим либерализмом в отношении к государству, к институту брака, к сношениям с неверными и т.п., в то время как федосеевское сохраняло строгость первоначального
беспоповства.
Обратной стороной приверженности традиционному повседневному благочестию и строгому изоляционизму были косность быта и консерватизм старообрядцев.
Для купцов и предпринимателей — старообрядцев были свойственны высокая хозяйственная энергия и одновременно — закрытость и традиционализм в повседневном обиходе, жесткий диктат главы семьи, зачастую резко отрицательное отношение к образованию и разного рода нововведениям (к чтению светской и научной литературы, моде, развлечениям и т.п.).
Кроме того, неоднократно отмечалось, что высокие этические стандарты поведения часто распространялись лишь на свою общину, на старообрядцев, в то время как в отношениях с «никонианами» допускались и нечестность, и эксплуатация, поскольку они не рассматривались как равные.
Исследователи отмечают, что наиболее активными в хозяйственном отношении были старообрядцы беспоповских согласий.
Однако жесткий традиционализм и изоляционизм федосеевского согласия становился тормозом для участия его членов в экономической жизни России.
Поэтому в течение XIX — начала XX вв.
верхушка старообрядческой буржуазии постепенно переходила в менее радикальные согласия.
Так, в 1847 г.
из федосеевской общины в поморскую перешли Гучковы, Морозовы, Панфиловы.

[146] Старообрядцы на протяжении XIX—XX вв.
проявляли высокую активность в сфере предпринимательства.
По статистике перед революцией 1917 года свыше 60% торгово-промышленного класса составляли старообрядцы.

[Рощин] Предпринимательским успехам старообрядцев способствовали как энергия и традиционно высокое трудолюбие, так и коллективизм и общинная взаимовыручка и поддержка.
Ослабление государственного преследования в течение XVIII в., в особенности в царствование Екатерины II вызвали к жизни формирование старообрядческих общежитий в Москве, которые и
161
[стр. 264]

264 являвшееся церковной коммуной, наглядно продемонстрировало хозяйственные возможности старообрядчества.
Освоение Русского Севера и Сибири показало, что основной хозяйственной единицей у старообрядцев было общежитие или община, являвшаяся по сути церковным приходом.
Старообрядцы в полной мере сохранили именно религиозное значение своих общин-приходов, ибо в отсутствие священников сами миряне выполняли все религиозные функции и от их сознательности и ответственности зависело само сохранение старообрядчества.
Выживание и благополучие в условиях гонений и первопроходческого освоения районов с тяжелыми климатическими условиями зависело от корпоративных усилий, взаимной помощи и поддержки.
Здесь особенно ярко проявились традиции толоков, помочей — коллективного труда, вдохновленного не утилитарно-экономическими, а нравственными и религиозными целями.
Старообрядческий публицист и экономист начала века И.А.
Кириллов писал: "Труд, основываясь не на юридико-экономических началах, а на нравственном, любовнобратском стремлении помочь другому, ближнему, перестает быть уже бременем тяжким и неудобоносимым, он изменяется по существу и человек тем самым переходит из плоскости материальной необходимости в иную плоскость бытия, где вместо классовой борьбы — братство, вместо закона борьбы за существование — закон любви к ближнему»1.
Постепенно под влиянием хозяйственной и политической необходимости самоизоляция старообрядцев стала ослабевать.
Уже в начале XVIII в.
Выговское общежитие, руководимое Андреем Денисовым, допускало широкие хозяйственные и политические контакты с окружающими "никонианами" и с государством.
Результатом этого стал, с одной стороны, рост экономического влияния, обогащение общежития, появление его представительств в Петербурге и Москве, а с другой — углубление разногласий внутри старообрядческого движения, поскольку другие авторитетные беспоповцы, в частности, сторонник сурового изоляционизма Феодосий, жестко осудили сношения с "еретиками".
В последствии поморское согласие отличалось большим либерализмом в отношении к государству, к институту брака, к сношениям с неверными и т.п., в то время как федосеевское сохраняло строгость первоначального
бесполовства.
1 Крнллов А.И.
Правда старой веры.
М., 1917, с.428 .


[стр.,265]

265 Обратной стороной приверженности традиционному повседневному благочестию и строгому изоляционизму были косность быта и консерватизм старообрядцев.
Для купцов и предпринимателей — старообрядцев были свойственны высокая хозяйственная энергия и одновременно — закрытость и традиционализм в повседневном обиходе, жесткий диктат главы семьи, зачастую резко отрицательное отношение к образованию и разного рода нововведениям (к чтению светской и научной литературы, моде, развлечениям и т.п.).
Кроме того неоднократно отмечалось, что высокие этические стандарты поведения часто распространялись лишь на свою общину, на старообрядцев, в то время как в отношениях с "никонианами" допускались и нечестность, и эксплуатация, поскольку они не рассматривались как равные.
Исследователи отмечают, что наиболее активными в хозяйственном отношении были старообрядцы беспоповских согласий.
Однако жесткий традиционализм и изоляционизм федосеевского согласия становился тормозом для участия его членов в экономической жизни России.
Поэтому в течение XIX — начала XX вв.
верхушка старообрядческой буржуазии постепенно переходила в менее радикальные согласия.
Так, в 1847 г.
из федосеевской общины в поморскую перешли Гучковы, Морозовы, Панфиловы1.

Старообрядцы на протяжении XIX—XX вв.
проявляли высокую активность в сфере предпринимательства.
По статистике перед революцией 1917 года свыше 60% торгово-промышленного класса составляли старообрядцы1
2.
Предпринимательским успехам старообрядцев способствовали как энергия и традиционно высокое трудолюбие, так и коллективизм и общинная взаимовыручка и поддержка.
Ослабление государственного преследования в течение XVIII в., в особенности в царствование Екатерины II вызвали к жизни формирование старообрядческих общежитий в Москве, которые и
составили основу крупного старообрядческого предпринимательства.
Центром беспоповского федосеевского согласия стало общежитие "Преображенского кладбища", названное так по месту расположения, имеющее права внутреннего самоуправления и независимости от православного духовенства.
Община "Преображенского кладбища" отличалась влиянием и богатством.
Она имела обширную недвижимость и казну, из которой все члены могли 1 См.
Миловидов В.Ф.
Старообрядчество в прошлом и настоящем.
М., 1969.
2 Рощин М.Ю.
Старообрядчество и труд // Генезис кризисов природы и общества в России.
Вып.
2.
М., 1994, с.
133.

[Back]