составили основу крупного старообрядческого предпринимательства. Центром беспоповского федосеевского согласия стало общежитие "Преображенского кладбища", названное так по месту расположения, имеющее права внутреннего самоуправления и независимости от православного духовенства. Община "Преображенского кладбища" отличалась влиянием и богатством. Она имела обширную недвижимость и казну, из которой все члены могли получать беспроцентные или даже безвозвратные ссуды. Поскольку у старообрядцев федосеевского толка вся собственность считалась собственностью общины, то казна быстро росла, и участие в ней положило начало таким крупным предпринимательским династиям, как Гучковы, Прохоровы, Морозовы, Носовы и др. Старообрядцы-поповцы (имеющие собственную церковную иерархию и отличающиеся большим либерализмом и терпимостью, чем беспоповцы) также имели в Москве свой центр — общину Рогожского кладбища. Вокруг нее также существовало сообщество предпринимателей, в котором с 1820 г. состояли Рябушинские. При сильных общинных ориентациях предпринимателям-старообрядцам конца XIX — начала XX вв. было присуще стремление к большей независимости от государства, поскольку раскольники, в отличие от остальных русских промышленников не были исторически связаны с покровительством государства, привыкли не рассчитывать на его помощь, а, напротив, действовать вопреки гонениям и ограничениям. В политике старообрядческих активистов в деловом мире наиболее последовательно проявлялось стремление к освобождению личной инициативы от излишней государственной опеки и зарегулированности. Одним из таких активистов был признанный лидер старообрядцев П.П. Рябушинский — не только глава крупнейшей семейной фирмы, но и выразитель политического и социального сознания русской буржуазии. Предприниматели-старообрядцы, выступавшие за веротерпимость, свободу мысли и слова, были, однако, далеки от политического либерализма и тем более — от левых идей. Издаваемая Рябушинскими газета «Утро России» после первой 162 |
265 Обратной стороной приверженности традиционному повседневному благочестию и строгому изоляционизму были косность быта и консерватизм старообрядцев. Для купцов и предпринимателей — старообрядцев были свойственны высокая хозяйственная энергия и одновременно — закрытость и традиционализм в повседневном обиходе, жесткий диктат главы семьи, зачастую резко отрицательное отношение к образованию и разного рода нововведениям (к чтению светской и научной литературы, моде, развлечениям и т.п.). Кроме того неоднократно отмечалось, что высокие этические стандарты поведения часто распространялись лишь на свою общину, на старообрядцев, в то время как в отношениях с "никонианами" допускались и нечестность, и эксплуатация, поскольку они не рассматривались как равные. Исследователи отмечают, что наиболее активными в хозяйственном отношении были старообрядцы беспоповских согласий. Однако жесткий традиционализм и изоляционизм федосеевского согласия становился тормозом для участия его членов в экономической жизни России. Поэтому в течение XIX — начала XX вв. верхушка старообрядческой буржуазии постепенно переходила в менее радикальные согласия. Так, в 1847 г. из федосеевской общины в поморскую перешли Гучковы, Морозовы, Панфиловы1. Старообрядцы на протяжении XIX—XX вв. проявляли высокую активность в сфере предпринимательства. По статистике перед революцией 1917 года свыше 60% торгово-промышленного класса составляли старообрядцы1 2. Предпринимательским успехам старообрядцев способствовали как энергия и традиционно высокое трудолюбие, так и коллективизм и общинная взаимовыручка и поддержка. Ослабление государственного преследования в течение XVIII в., в особенности в царствование Екатерины II вызвали к жизни формирование старообрядческих общежитий в Москве, которые и составили основу крупного старообрядческого предпринимательства. Центром беспоповского федосеевского согласия стало общежитие "Преображенского кладбища", названное так по месту расположения, имеющее права внутреннего самоуправления и независимости от православного духовенства. Община "Преображенского кладбища" отличалась влиянием и богатством. Она имела обширную недвижимость и казну, из которой все члены могли 1 См. Миловидов В.Ф. Старообрядчество в прошлом и настоящем. М., 1969. 2 Рощин М.Ю. Старообрядчество и труд // Генезис кризисов природы и общества в России. Вып. 2. М., 1994, с. 133. 266 получать беспроцентные или даже безвозвратные ссуды. Поскольку у старообрядцев федосеевского толка вся собственность считалась собственностью общины, то казна быстро росла, и участие в ней положило начало таким крупным предпринимательским династиям, как Гучковы, Прохоровы, Морозовы, Носовы и др. Старообрядцы-поповцы (имеющие собственную церковную иерархию и отличающиеся большим либерализмом и терпимостью, чем беспоповцы) также имели в Москве свой центр — общину Рогожского кладбища. Вокруг нее также существовало сообщество предпринимателей, в котором с 1820 г. состояли Рябушинские. При сильных общинных ориентациях предпринимателям-старообрядцам конца XIX — начала XX вв. было присуще стремление к большей независимости от государства, поскольку раскольники, в отличие от остальных русских промышленников не были исторически связаны с покровительством государства, привыкли не рассчитывать на его помощь, а, напротив, действовать вопреки гонениям и ограничениям. В политике старообрядческих активистов в деловом мире наиболее последовательно проявлялось стремление к освобождению личной инициативы от излишней государственной опеки и зарегулированности. Одним из таких активистов был признанный лидер старообрядцев П.П. Рябушинский — не только глава крупнейшей семейной фирмы, но и выразитель политического и социального сознания русской буржуазии. Предприниматели-старообрядцы, выступавшие за веротерпимость, свободу мысли и слова, были, однако, далеки от политического либерализма и тем более — от левых идей. Издаваемая Рябушинскими газета "Утро России" после первой русской революции выступала за классовое сотрудничество предпринимателей и рабочих на основе служения хозяйственному прогрессу России, за приоритет общенациональных интересов перед классовыми, за развитие частной предприимчивости и инициативы Газета отстаивала честь, достоинство и высокую социальную значимость хозяйственной деятельности и престиж российского торгово-промышленного класса. Прошедший в 1906 году в Москве Чрезвычайный съезд старообрядцев белокриницкой иерархии (поповской), на котором присутствовали и представители беспоповцев, высказался за сохранение конституционной монархии, опирающейся на Государственную думу при всеобщем избирательном праве. Съезд, выражавший интересы в первую очередь старообрядческого предпринимательства, требовал отмены сословных привилегий, демократических свобод, развития местного самоуправления, наделения |