Проверяемый текст
Зарубина Наталья Николаевна. Хозяйственная культура как фактор модернизации (Диссертация 2000)
[стр. 163]

русской революции выступала за классовое сотрудничество предпринимателей и рабочих на основе служения хозяйственному прогрессу России, за приоритет общенациональных интересов перед классовыми, за развитие частной предприимчивости и инициативы.
Газета отстаивала честь, достоинство и высокую социальную значимость хозяйственной деятельности, и престиж российского торгово-промышленного класса.
Прошедший в 1906 году в Москве Чрезвычайный съезд старообрядцев белокриницкой иерархии (поповской), на котором присутствовали и представители беспоповцев, высказался за сохранение конституционной монархии, опирающейся на Государственную думу при всеобщем избирательном праве.
Съезд, выражавший интересы в первую очередь старообрядческого предпринимательства, требовал отмены сословных привилегий, демократических свобод, развития местного самоуправления, наделения
крестьян землей и мер по улучшению условий труда и быта фабричных рабочих, а также призывал старообрядцев на выборах в Государственную Думу не голосовать за представителей крайних радикалов любых направлений.
Своеобразной, существенно отличающейся от православной хозяйственной этикой обладали русские секты, в особенности духоборы и молокане.
Преследуемые властями, общины сектантов вытеснялись на периферию империи — в Закавказье, Крым, на Дальний Восток, где их компактные поселения выделялись богатством и обустроенностью быта, развитой
агрокультурой и техникой земледелия, рациональным предпринимательством.
Формировавшееся в XVIII—XIX вв.
религиозное движение «духовных христиан», к которому принадлежали эти секты, по своему вероучению и этике были наиболее близки западному протестантизму.
В его основе лежало стремление преодолеть обрядовую, внешнюю религиозность русской православной церкви и вернуться к духовной и нравственной чистоте первоначального христианства, найти в религиозном расколе подлинные ответы на те вопросы, на которые не могла ответить официальная церковь.
«Духовные христиане» видели суть веры не в ее внешних атрибутах, а в «духе и истине», то
163
[стр. 266]

266 получать беспроцентные или даже безвозвратные ссуды.
Поскольку у старообрядцев федосеевского толка вся собственность считалась собственностью общины, то казна быстро росла, и участие в ней положило начало таким крупным предпринимательским династиям, как Гучковы, Прохоровы, Морозовы, Носовы и др.
Старообрядцы-поповцы (имеющие собственную церковную иерархию и отличающиеся большим либерализмом и терпимостью, чем беспоповцы) также имели в Москве свой центр — общину Рогожского кладбища.
Вокруг нее также существовало сообщество предпринимателей, в котором с 1820 г.
состояли Рябушинские.
При сильных общинных ориентациях предпринимателям-старообрядцам конца XIX — начала XX вв.
было присуще стремление к большей независимости от государства, поскольку раскольники, в отличие от остальных русских промышленников не были исторически связаны с покровительством государства, привыкли не рассчитывать на его помощь, а, напротив, действовать вопреки гонениям и ограничениям.
В политике старообрядческих активистов в деловом мире наиболее последовательно проявлялось стремление к освобождению личной инициативы от излишней государственной опеки и зарегулированности.
Одним из таких активистов был признанный лидер старообрядцев П.П.
Рябушинский — не только глава крупнейшей семейной фирмы, но и выразитель политического и социального сознания русской буржуазии.
Предприниматели-старообрядцы, выступавшие за веротерпимость, свободу мысли и слова, были, однако, далеки от политического либерализма и тем более — от левых идей.
Издаваемая Рябушинскими газета "Утро России" после первой русской революции выступала за классовое сотрудничество предпринимателей и рабочих на основе служения хозяйственному прогрессу России, за приоритет общенациональных интересов перед классовыми, за развитие частной предприимчивости и инициативы Газета отстаивала честь, достоинство и высокую социальную значимость хозяйственной деятельности и престиж российского торгово-промышленного класса.
Прошедший в 1906 году в Москве Чрезвычайный съезд старообрядцев белокриницкой иерархии (поповской), на котором присутствовали и представители беспоповцев, высказался за сохранение конституционной монархии, опирающейся на Государственную думу при всеобщем избирательном праве.
Съезд, выражавший интересы в первую очередь старообрядческого предпринимательства, требовал отмены сословных привилегий, демократических свобод, развития местного самоуправления, наделения


[стр.,267]

267 крестьян землей и мер по улучшению условий труда и быта фабричных рабочих, а также призывал старообрядцев на выборах в Государственную Думу не голосовать за представителей крайних радикалов любых направлений.
Своеобразной, существенно отличающейся от православной хозяйственной этикой обладали русские секты, в особенности духоборы и молокане.
Преследуемые властями, общины сектантов вытеснялись на периферию империи — в Закавказье, Крым, на Дальний Восток, где их компактные поселения выделялись богатством и обустроенностью быта, развитой
агрикультурой и техникой земледелия, рациональным предпринимательством.
Формировавшееся в XVIII—XIX вв.
религиозное движение "духовных христиан", к которому принадлежали эти секты, по своему вероучению и этике были наиболее близки западному протестантизму.
В его основе лежало стремление преодолеть обрядовую, внешнюю религиозность русской православной церкви и вернуться к духовной и нравственной чистоте первоначального христианства, найти в религиозном расколе подлинные ответы на те вопросы, на которые не могла ответить официальная церковь.
"Духовные христиане" видели суть веры не в ее внешних атрибутах, а в "духе и истине", то
есть в этическом совершенствовании человека, искали спасение не в следовании внешнему закону, а в его Духе, во внутренней нравственной и духовной работе1.
"Духовных христиан", при всех расхождениях между их направлениями, объединяли представления о единстве сакрального мира и повседневности, им всем был свойственен мирской аскетизм, наделение повседневной жизни религиозным смыслом, ибо повседневная жизнь верующего и есть то поле, на котором он возделывает свой дух, ищет духовного и нравственного совершенства.
"Духовные христиане" придавали особое значение труду как форме добродетельного поведения, хозяйству как достойному образу жизни.
Движение духоборов оформлялось в течение XVIII — начала XX вв и прошло сложную и драматичную духовную эволюцию.
Самоназвание "духоборы" означало, что приверженцы секты борются за торжество Святого Духа, за духовное постижение Священного Писания на основе собственного духовного опыта, индивидуального внутреннего откровения.
Путь познания истины для духоборов состоял, собственно в ‘ Пругавин А.С.
Раскол и сектантство в русской народной жизни.
М., 1905.
с.
24—25.

[Back]