Проверяемый текст
Зарубина Наталья Николаевна. Хозяйственная культура как фактор модернизации (Диссертация 2000)
[стр. 164]

есть в этическом совершенствовании человека, искали спасение не в следовании внешнему закону, а в его Духе, во внутренней нравственной и духовной работе.
[183] «Духовных христиан», при всех расхождениях между их направлениями, объединяли представления о единстве сакрального мира и повседневности, им всем был свойственен мирской аскетизм, наделение повседневной жизни религиозным смыслом, ибо повседневная жизнь верующего и есть то поле, на котором он возделывает свой дух, ищет духовного и нравственного совершенства.
«Духовные христиане» придавали особое значение труду как форме добродетельного поведения, хозяйству как достойному образу жизни.
Движение духоборов оформлялось в течение XVIII — начала XX вв.
и прошло сложную и драматичную духовную эволюцию.
Самоназвание «духоборы» означало, что приверженцы секты борются за торжество Святого Духа, за духовное постижение Священного Писания на основе собственного духовного опыта, индивидуального внутреннего откровения.
Путь познания истины для духоборов состоял, собственно в
мистическом откровении, непосредственном общения души человека со Святым Духом.
Поэтому духоборчество отрицало внешние авторитеты — как личности, так и священные книги.
Они не признавали Священное Предание, а также и сам институт церкви, отрицали таинства и обряды, «внешние молитвы».
Духоборы утверждали, что «церковь не в бревнах, а в ребрах» и спасение видели в зарождении по внушению Святого Духа «внутреннего человека», в подлинно нравственной жизни, основывающейся на соблюдении этических предписаний Ветхого и Нового Заветов.
Хозяйственная этика духоборов определялась тем, что они не разделяли светские и сакральные сферы, не делили, в отличие от православия, духовные идеалы и саму жизнь на сакральные монашеские и мирские.
Подобно протестантам, свои религиозные устремления духоборы реализовывали в повседневной жизни, важнейшим элементом которой является труд и хозяйство.
В соответствии с заповедями Священного Писания духоборы рассматривали труд
164
[стр. 267]

267 крестьян землей и мер по улучшению условий труда и быта фабричных рабочих, а также призывал старообрядцев на выборах в Государственную Думу не голосовать за представителей крайних радикалов любых направлений.
Своеобразной, существенно отличающейся от православной хозяйственной этикой обладали русские секты, в особенности духоборы и молокане.
Преследуемые властями, общины сектантов вытеснялись на периферию империи — в Закавказье, Крым, на Дальний Восток, где их компактные поселения выделялись богатством и обустроенностью быта, развитой агрикультурой и техникой земледелия, рациональным предпринимательством.
Формировавшееся в XVIII—XIX вв.
религиозное движение "духовных христиан", к которому принадлежали эти секты, по своему вероучению и этике были наиболее близки западному протестантизму.
В его основе лежало стремление преодолеть обрядовую, внешнюю религиозность русской православной церкви и вернуться к духовной и нравственной чистоте первоначального христианства, найти в религиозном расколе подлинные ответы на те вопросы, на которые не могла ответить официальная церковь.
"Духовные христиане" видели суть веры не в ее внешних атрибутах, а в "духе и истине", то есть в этическом совершенствовании человека, искали спасение не в следовании внешнему закону, а в его Духе, во внутренней нравственной и духовной работе1.
"Духовных христиан", при всех расхождениях между их направлениями, объединяли представления о единстве сакрального мира и повседневности, им всем был свойственен мирской аскетизм, наделение повседневной жизни религиозным смыслом, ибо повседневная жизнь верующего и есть то поле, на котором он возделывает свой дух, ищет духовного и нравственного совершенства.
"Духовные христиане" придавали особое значение труду как форме добродетельного поведения, хозяйству как достойному образу жизни.
Движение духоборов оформлялось в течение XVIII — начала XX вв и прошло сложную и драматичную духовную эволюцию.
Самоназвание "духоборы" означало, что приверженцы секты борются за торжество Святого Духа, за духовное постижение Священного Писания на основе собственного духовного опыта, индивидуального внутреннего откровения.
Путь познания истины для духоборов состоял, собственно в
‘ Пругавин А.С.
Раскол и сектантство в русской народной жизни.
М., 1905.
с.
24—25.


[стр.,268]

268 мистическом откровении, непосредственном общения души человека со Святым Духом.
Поэтому духоборчество отрицало внешние авторитеты — как личности, так и священные книги.
Они не признавали Священное Предание, а также и сам институт церкви, отрицали таинства и обряды, "внешние молитвы".
Духоборы утверждали, что "церковь не в бревнах, а в ребрах" и спасение видели в зарождении по внушению Святого Духа "внутреннего человека", в подлинно нравственной жизни, основывающейся на соблюдении этических предписаний Ветхого и Нового Заветов.
Хозяйственная этика духоборов определялась тем, что они не разделяли светские и сакральные сферы, не делили, в отличие от православия, духовные идеалы и саму жизнь на сакральные монашеские и мирские.
Подобно протестантам, свои религиозные устремления духоборы реализовывали в повседневной жизни, важнейшим элементом которой является труд и хозяйство.
В соответствии с заповедями Священного Писания духоборы рассматривали труд
как важнейшую добродетель и основное содержание жизни человека, как путь привнесения в повседневное бытие христианской этики.
Поэтому нравственная, наполненная религиозного смысла жизнь не могла мыслиться вне повседневного добросовестного труда.
Но добродетелью почитался только труд, лишенный эгоистических мотивов, направленный на общее благо, а не на индивидуальное обогащение.
Благосостояние, богатство, являющееся плодом добросовестного труда, воспринимается духоборами как благо.
Однако это благосостояние должно было использоваться в общих интересах и не в коем случае не могло служить праздности и излишествам.
Образ жизни духоборов отличался суровой аскезой и самоограничениями (существовали общины вегетарианцев), призванными освобождать человека от пороков и чрезмерной привязанности к земным благам.
Духоборчество формировалось на социальной основе по преимуществу государственного крестьянства.
Социальным воплощением духоборческого идеала являлся свободный фермер, ведущий эффективное товарное хозяйство на основе собственного труда.
Именно сельское хозяйство почиталось духоборами как наиболее достойный и нравственный вид деятельности, который противопоставлялся городскому образу жизни, исполненному соблазнов и вольных и невольных отступлений от нравственных заповедей.
У духоборов было весьма сильно развито общинное начало, и за образец принимались общины ранних христиан.
Нормы их жизни — братская любовь и взаимное

[Back]