Проверяемый текст
Зарубина Наталья Николаевна. Хозяйственная культура как фактор модернизации (Диссертация 2000)
[стр. 165]

как важнейшую добродетель и основное содержание жизни человека, как путь привнесения в повседневное бытие христианской этики.
Поэтому нравственная, наполненная религиозного смысла жизнь не могла мыслиться вне повседневного добросовестного труда.
Но добродетелью почитался только труд, лишенный эгоистических мотивов, направленный на общее благо, а не на индивидуальное обогащение.
Благосостояние, богатство, являющееся плодом добросовестного труда, воспринимается духоборами как благо.
Однако это благосостояние должно было использоваться в общих интересах и не в коем случае не могло служить праздности и излишествам.
Образ жизни духоборов отличался суровой аскезой и самоограничениями (существовали общины вегетарианцев), призванными освобождать человека от пороков и чрезмерной привязанности к земным благам.
Духоборчество формировалось на социальной основе по преимуществу государственного крестьянства.
Социальным воплощением духоборческого идеала являлся свободный фермер, ведущий эффективное товарное хозяйство на основе собственного труда.
Именно сельское хозяйство почиталось духоборами как наиболее достойный и нравственный вид деятельности, который противопоставлялся городскому образу жизни, исполненному соблазнов и вольных и невольных отступлений от нравственных заповедей.
У духоборов было весьма сильно развито общинное начало, и за образец принимались общины ранних христиан.
Нормы их жизни — братская любовь и взаимное
уважение, духовная свобода, равенство, взаимопомощь, общность имущества — духоборы пытались привить и в своей среде.
Эффективное сочетание индивидуальных интересов с общими обеспечивалось с помощью оригинального института управления и координации хозяйственной жизни — Сиротского дома.
Он представлял собой одновременно духовный и организационный центр, а также и своего рода общественный банк, капитал которого составляли денежные средства, инвентарь, скот, земля.
Капитал Сиротского дома составлялся из добровольных пожертвований, считался общей собственностью всей общины и предоставлялся в виде ссуд
предпринимателям165
[стр. 268]

268 мистическом откровении, непосредственном общения души человека со Святым Духом.
Поэтому духоборчество отрицало внешние авторитеты — как личности, так и священные книги.
Они не признавали Священное Предание, а также и сам институт церкви, отрицали таинства и обряды, "внешние молитвы".
Духоборы утверждали, что "церковь не в бревнах, а в ребрах" и спасение видели в зарождении по внушению Святого Духа "внутреннего человека", в подлинно нравственной жизни, основывающейся на соблюдении этических предписаний Ветхого и Нового Заветов.
Хозяйственная этика духоборов определялась тем, что они не разделяли светские и сакральные сферы, не делили, в отличие от православия, духовные идеалы и саму жизнь на сакральные монашеские и мирские.
Подобно протестантам, свои религиозные устремления духоборы реализовывали в повседневной жизни, важнейшим элементом которой является труд и хозяйство.
В соответствии с заповедями Священного Писания духоборы рассматривали труд как важнейшую добродетель и основное содержание жизни человека, как путь привнесения в повседневное бытие христианской этики.
Поэтому нравственная, наполненная религиозного смысла жизнь не могла мыслиться вне повседневного добросовестного труда.
Но добродетелью почитался только труд, лишенный эгоистических мотивов, направленный на общее благо, а не на индивидуальное обогащение.
Благосостояние, богатство, являющееся плодом добросовестного труда, воспринимается духоборами как благо.
Однако это благосостояние должно было использоваться в общих интересах и не в коем случае не могло служить праздности и излишествам.
Образ жизни духоборов отличался суровой аскезой и самоограничениями (существовали общины вегетарианцев), призванными освобождать человека от пороков и чрезмерной привязанности к земным благам.
Духоборчество формировалось на социальной основе по преимуществу государственного крестьянства.
Социальным воплощением духоборческого идеала являлся свободный фермер, ведущий эффективное товарное хозяйство на основе собственного труда.
Именно сельское хозяйство почиталось духоборами как наиболее достойный и нравственный вид деятельности, который противопоставлялся городскому образу жизни, исполненному соблазнов и вольных и невольных отступлений от нравственных заповедей.
У духоборов было весьма сильно развито общинное начало, и за образец принимались общины ранних христиан.
Нормы их жизни — братская любовь и взаимное


[стр.,269]

269 уважение, духовная свобода, равенство, взаимопомощь, общность имущества — духоборы пытались привить и в своей среде.
Эффективное сочетание индивидуальных интересов с общими обеспечивалось с помощью оригинального института управления и координации хозяйственной жизни — Сиротского дома.
Он представлял собой одновременно духовный и организационный центр, а также и своего рода общественный банк, капитал которого составляли денежные средства, инвентарь, скот, земля.
Капитал Сиротского дома составлялся из добровольных пожертвований, считался общей собственностью всей общины и предоставлялся в виде ссуд
предпринимателямдухоборам.
Кроме того, важнейшей функцией Сиротского дома был благотворительность и помощь бедным, благодаря которой сдерживался начавшийся в XIX в.
рост имущественного неравенства внутри духоборческих общин '.
Наряду с рационально-хозяйственной тенденцией в развитии духоборов существовала и другая, связанная с распространением в их среде идей Льва Толстого о непротивлении злу насилием и об опрощении как духовном и социальном идеале.
Восприятие духоборами (в основной массе — малограмотными крестьянами) идей Толстого было связано с деятельностью П.
Виригина, активно выступавшего в конце 80-х — 90-х гг.
XIX столетия и привнесшего принципиально новые мотивы в отношение к труду и хозяйству.
Вслед за Львом Толстым П.
Виригин учил, что труд есть не благо и добродетель, а тяжкое бремя, изнуряющее силы, отупляющее разум и препятствующее, а не способствующее духовному постижению.
А поскольку труд диктуется потребностями в материальных благах, то сокращение потребления, "опрощение" будет способствовать нравственному развитию и в конечном итоге — достижению рая на земле: "Для жизни одной нравственно-моральной проповеди недостаточно, потому что наша моральная система соединена с вещественной, дух соединен с плотью.
Так как труду есть препона — наша еда, а еда есть препона труду, в особенности усиленной физической деятельности, то в основу жизни человека нельзя ставить труд.
Чем больше мы будем есть и изнашивать одежды, тем больше мы должны работать.
Труд необходим для того, чтобы убивать силу и бодрость тела, но если вы будете мало есть, то само по себе у вас не будет лишней силы и бодрости.
Если возможно, — а это возможно, — воспитать дите совершенно законно (т е.
в духе Закона Божьего), то тому человеку и в зрелом возрасте можно было бы 1 Клибанов А Н.
История религиозного сектантства в России.
М., 1965, с.
137—139.

[Back]