духоборам. Кроме того, важнейшей функцией Сиротского дома был благотворительность и помощь бедным, благодаря которой сдерживался начавшийся в XIX в. рост имущественного неравенства внутри духоборческих общин. [91] Наряду с рационально-хозяйственной тенденцией в развитии духоборов существовала и другая, связанная с распространением в их среде идей Льва Толстого о непротивлении злу насилием и об опрощении как духовном и социальном идеале. Восприятие духоборами (в основной массе — малограмотными крестьянами) идей Толстого было связано с деятельностью П. Веригина, активно выступавшего в конце 80-х — 90-х гг. XIX столетия и привнесшего принципиально новые мотивы в отношение к труду и хозяйству. Вслед за Львом Толстым П. Веригин учил, что труд есть не благо и добродетель, а тяжкое бремя, изнуряющее силы, отупляющее разум и препятствующее, а не способствующее духовному постижению. А поскольку труд диктуется потребностями в материальных благах, то сокращение потребления, «опрощение» будет способствовать нравственному развитию и в конечном итоге — достижению рая на земле: «Для жизни одной нравственно-моральной проповеди недостаточно, потому что наша моральная система соединена с вещественной, дух соединен с плотью. Так как труду есть препона — наша еда, а еда есть препона труду, в особенности усиленной физической деятельности, то в основу жизни человека нельзя ставить труд. Чем больше мы будем есть и изнашивать одежды, тем больше мы должны работать. Труд необходим для того, чтобы убивать силу и бодрость тела, но если вы будете мало есть, то само по себе у вас не будет лишней силы и бодрости. Если возможно, — а это возможно, — воспитать дите совершенно законно (т.е. в духе Закона Божьего), то тому человеку и в зрелом возрасте можно было бы совершенно свободно обходиться без труда, чтобы жить человечно». [93] Идеи Веригина распространились среди ряда духоборческих общин, ранее переехавших в Канаду, но не пользовалось широкой популярностью в России. В целом в массовом российском сознании укрепилось 166 |
269 уважение, духовная свобода, равенство, взаимопомощь, общность имущества — духоборы пытались привить и в своей среде. Эффективное сочетание индивидуальных интересов с общими обеспечивалось с помощью оригинального института управления и координации хозяйственной жизни — Сиротского дома. Он представлял собой одновременно духовный и организационный центр, а также и своего рода общественный банк, капитал которого составляли денежные средства, инвентарь, скот, земля. Капитал Сиротского дома составлялся из добровольных пожертвований, считался общей собственностью всей общины и предоставлялся в виде ссуд предпринимателямдухоборам. Кроме того, важнейшей функцией Сиротского дома был благотворительность и помощь бедным, благодаря которой сдерживался начавшийся в XIX в. рост имущественного неравенства внутри духоборческих общин '. Наряду с рационально-хозяйственной тенденцией в развитии духоборов существовала и другая, связанная с распространением в их среде идей Льва Толстого о непротивлении злу насилием и об опрощении как духовном и социальном идеале. Восприятие духоборами (в основной массе — малограмотными крестьянами) идей Толстого было связано с деятельностью П. Виригина, активно выступавшего в конце 80-х — 90-х гг. XIX столетия и привнесшего принципиально новые мотивы в отношение к труду и хозяйству. Вслед за Львом Толстым П. Виригин учил, что труд есть не благо и добродетель, а тяжкое бремя, изнуряющее силы, отупляющее разум и препятствующее, а не способствующее духовному постижению. А поскольку труд диктуется потребностями в материальных благах, то сокращение потребления, "опрощение" будет способствовать нравственному развитию и в конечном итоге — достижению рая на земле: "Для жизни одной нравственно-моральной проповеди недостаточно, потому что наша моральная система соединена с вещественной, дух соединен с плотью. Так как труду есть препона — наша еда, а еда есть препона труду, в особенности усиленной физической деятельности, то в основу жизни человека нельзя ставить труд. Чем больше мы будем есть и изнашивать одежды, тем больше мы должны работать. Труд необходим для того, чтобы убивать силу и бодрость тела, но если вы будете мало есть, то само по себе у вас не будет лишней силы и бодрости. Если возможно, — а это возможно, — воспитать дите совершенно законно (т е. в духе Закона Божьего), то тому человеку и в зрелом возрасте можно было бы 1 Клибанов А Н. История религиозного сектантства в России. М., 1965, с. 137—139. 270 совершенно свободно обходиться без труда, чтобы жить человечно'11 Идеи Виригина распространились среди ряда духоборческих общин, ранее переехавших в Канаду, но не пользовалось широкой популярностью в России. В целом в массовом российском сознании укрепилось представление о трудолюбии и рациональных хозяйственных ориентациях общин духоборов, отличавшихся от соседей высоким уровнем жизни. Секта "молокан" возникла в конце XVIII в.. П.Н. Милюков утверждает, что название секты было дано православными и означает "пьющие молоко в пост"1. Сами сектанты объясняют название евангельскими словами об учении Христа как "чистом духовном молоке". Также, как и духоборы, молокане относятся к "духовному христианству". Они понимали веру "духовно", отрицали обряды и таинства церкви (крестное знамение, крещение, причастия) и саму православную церковь, считая ее испорченной, утратившей первоначальный духовный смысл. Идеалом молокан было раннее христианство с его духовной наполненностью и нравственной напряженностью, не подмененной обрядами. Молокане стремились к рациональному богопознанию, основанному на индивидуальном изучении Священного Писания. В отличие от духоборов, молокане не признавали мистического откровения и считали главным инструментом богопознания интеллект, размышления над Библией, самостоятельные суждения и толкования Писания. Поэтому молокане отличались относительно высоким уровнем образования и почти поголовной грамотностью, сильной установкой на самостоятельное размышление, более развитыми индивидуалистическими ориентациями. Как и духоборы, молокане не разделяли бытие на светскую и сакральную сферы, и единственным полем "самоспасения" верующего считали повседневную жизнь. Лишь высокая нравственность, основанная на выполнении заповедей Ветхого и Нового Заветов, могла обеспечить спасение. А важнейшей сферой жизни, в которой во всей полноте раскрывались нравственные и интеллектуальные усилия человека, является хозяйство: "Совершенно новаторским в молоканстве, отличающим его от духоборчества, христововерия и других форм сектантства, было внесение в этику труда рационального начала, что создавало психологические установки и предпосылки для "рационального" (по терминологии М. Вебера) ведения хозяйства, буржуазно-предпринимательской деятельности. ... Экономическое процветание, успех буржуазного фермерства и 1 Цит. по: Коваль Т.Б. "духовные христиане": религиозное своеобразие и этика труда// Мир России, 1993, № 1, с. 49—50. |