представление о трудолюбии и рациональных хозяйственных ориентациях общин духоборов, отличавшихся от соседей высоким уровнем жизни. Секта ’'молокан” возникла в конце XVIII в. П.Н. Милюков утверждает, что название секты было дано православными и означает «пьющие молоко в пост». [148] Сами сектанты объясняют название евангельскими словами об учении Христа как «чистом духовном молоке». Так же, как и духоборы, молокане относятся к «духовному христианству». Они понимали веру «духовно», отрицали обряды и таинства церкви (крестное знамение, крещение, причастия) и саму православную церковь, считая ее испорченной, утратившей первоначальный духовный смысл. Идеалом молокан было раннее христианство с его духовной наполненностью и нравственной напряженностью, не подмененной обрядами. Молокане стремились к рациональному богопознанию, основанному на индивидуальном изучении Священного Писания. В отличие от духоборов, молокане не признавали мистического откровения и считали главным инструментом богопознания интеллект, размышления над Библией, самостоятельные суждения и толкования Писания. Поэтому молокане отличались относительно высоким уровнем образования и почти поголовной грамотностью, сильной установкой на самостоятельное размышление, более развитыми индивидуалистическими ориентациями. Как и духоборы, молокане не разделяли бытие на светскую и сакральную сферы, и единственным полем «самоспасения» верующего считали повседневную жизнь. Лишь высокая нравственность, основанная на выполнении заповедей Ветхого и Нового Заветов, могла обеспечить спасение. А важнейшей сферой жизни, в которой во всей полноте раскрывались нравственные и интеллектуальные усилия человека, является хозяйство: «Совершенно новаторским в молоканстве, отличающим его от духоборчества, христововерия и других форм сектантства, было внесение в этику труда рационального начала, что создавало психологические установки и предпосылки для «рационального» (по терминологии М. Вебера) ведения хозяйства, буржуазно-предпринимательской деятельности. ... Экономическое процветание, успех буржуазного фермерства и 167 |
270 совершенно свободно обходиться без труда, чтобы жить человечно'11 Идеи Виригина распространились среди ряда духоборческих общин, ранее переехавших в Канаду, но не пользовалось широкой популярностью в России. В целом в массовом российском сознании укрепилось представление о трудолюбии и рациональных хозяйственных ориентациях общин духоборов, отличавшихся от соседей высоким уровнем жизни. Секта "молокан" возникла в конце XVIII в.. П.Н. Милюков утверждает, что название секты было дано православными и означает "пьющие молоко в пост"1. Сами сектанты объясняют название евангельскими словами об учении Христа как "чистом духовном молоке". Также, как и духоборы, молокане относятся к "духовному христианству". Они понимали веру "духовно", отрицали обряды и таинства церкви (крестное знамение, крещение, причастия) и саму православную церковь, считая ее испорченной, утратившей первоначальный духовный смысл. Идеалом молокан было раннее христианство с его духовной наполненностью и нравственной напряженностью, не подмененной обрядами. Молокане стремились к рациональному богопознанию, основанному на индивидуальном изучении Священного Писания. В отличие от духоборов, молокане не признавали мистического откровения и считали главным инструментом богопознания интеллект, размышления над Библией, самостоятельные суждения и толкования Писания. Поэтому молокане отличались относительно высоким уровнем образования и почти поголовной грамотностью, сильной установкой на самостоятельное размышление, более развитыми индивидуалистическими ориентациями. Как и духоборы, молокане не разделяли бытие на светскую и сакральную сферы, и единственным полем "самоспасения" верующего считали повседневную жизнь. Лишь высокая нравственность, основанная на выполнении заповедей Ветхого и Нового Заветов, могла обеспечить спасение. А важнейшей сферой жизни, в которой во всей полноте раскрывались нравственные и интеллектуальные усилия человека, является хозяйство: "Совершенно новаторским в молоканстве, отличающим его от духоборчества, христововерия и других форм сектантства, было внесение в этику труда рационального начала, что создавало психологические установки и предпосылки для "рационального" (по терминологии М. Вебера) ведения хозяйства, буржуазно-предпринимательской деятельности. ... Экономическое процветание, успех буржуазного фермерства и 1 Цит. по: Коваль Т.Б. "духовные христиане": религиозное своеобразие и этика труда// Мир России, 1993, № 1, с. 49—50. |