Проверяемый текст
Зарубина Наталья Николаевна. Хозяйственная культура как фактор модернизации (Диссертация 2000)
[стр. 169]

После революции 1917 г.
антирелигиозные преследования коснулись «духовных христиан» не сразу.
В годы нэпа у молокан и духоборов, хорошо приспособленных к ведению как коллективного, общинного, так и индивидуального хозяйства появился шанс на экономическое возрождение.
Однако он быстро исчерпался, поскольку их стремление
к сохранению привычного коллективизма в рамках религиозных общин не устраивало новые власти.
После 1929 г., когда началась сплошная коллективизация, гонения на сектантов усилились, поскольку они демонстрировали упорное нежелание отказываться от религиозной общности в пользу классовой, проводить раскулачивание зажиточных единоверцев и идти в колхозы.
Лишь в середине 30-х гг.
их «частнособственнические инстинкты» были сломлены.
В постсоветский период возник особый интерес к
экономической культуре русских сект.
В ней многие исследователи увидели отечественный аналог протестантской этики, возможную благоприятную духовную среду для развития морального предпринимательства.
Однако необходимо учитывать, что в настоящее время роль «духовного христианства» в религиозной и общественной жизни незначительна, хотя в общественном сознании и существует представление о духоборах и молоканах как носителях высокой
экономической культуры.
Некоторые ценности конфессиональной хозяйственной этики оказались весьма устойчивыми и сохранялись еще долго после того как сама религия утратила определяющее влияние на менталитет народа — в советский и постсоветский периоды истории.
Высокая значимость моральных стимулов трудовой деятельности, традиция придавать больше значения содержанию труда, чем его форме, готовность к безвозмездному труду во имя идеи, привычка оценивать социальную значимость хозяйственных инициатив, недоверие к богатству.
В постсоветский период в научных и религиозных кругах возобновились дискуссии об отношении Русской Православной Церкви к хозяйственной жизни.
Большинство их участников склоняются к точке зрения, что смысл православия состоит исключительно в духовном спасении, однако в обществе растет интерес к
169
[стр. 271]

271 предпринимательства молокан еще больший, чем духоборов, был связан с религиозноморальной санкцией капиталистического, "рационального" способа ведения хозяйства, с созданием особых психологических предпосылок, раскрепощающих личную инициативу и личную ответственность.
Это санкционирование вовсе не сводится к высокой оценке капитала и его обладателей...
Но, освящая все виды труда, в том числе и те, которые мыслимы лишь при наличии богатства и непосредственно ведут к его возрастанию, молокане, подобно западноевропейским протестантам, приходили к моральному санкционированию самого богатства»1 2.
Социальной базой молоканства была городская и сельская буржуазия, разночинцы и мещане — то есть представители тех слоев общества, которые изначально были заняты индивидуальным предпринимательством и в силу своих профессиональных занятий были предрасположены к рациональному отношению к миру.
Люди, уходящие в секту, искали сознательного, а не обрядового или мистического постижения Истины.
В силу этого молокане были весьма восприимчивы к достижениям науки и культуры.
В конце XIX в.
было создано "Общество образованных молокан", целью которого было объединение сектантов, стремящихся соединить интеллектуальное богопознание с познанием мира, с наукой.
Молокане-предприниматели отличались интересом к внедрению технических новшеств, передовой агрикультуры, и общины молокан процветали, превосходя по своему благосостоянию и хозяйственным успехам и окружающих православных, и духоборов.
В традициях и мировоззрении молокана исследователи видят наиболее полный аналог протестантской этики на российской почве3.
Сектанты преследовались в царской России, общины вытеснялись на дальние окраины, жили изолировано от православного населения.
И хотя их общины выделялись зажиточностью, этого оказалось недостаточно, чтобы оказать сколь бы то ни было существенное влияние на хозяйственную культуру России в целом.
После революции 1917 г.
антирелигиозные преследования коснулись "духовных христиан" не сразу.
В годы нэпа у молокан и духоборов, хорошо приспособленных к ведению как коллективного, общинного, так и индивидуального хозяйства появился шанс на экономическое возрождение.
Однако он быстро исчерпался, поскольку их стремление
1 Милюков П.Н.
Очерки по истории русской культуры.
М..
1994, т.
2, ч.1, с.
126.
2 Коваль Т.Б.
"Духовные христиане": религиозное своеобразие и этика труда // Мир России, 1993, № 1, с.
56.
3 A.
Buss.
Die Wirtschaftsethik des russisch-orthodoxcn Christentums.
Heidelberg, 1989, S.
91.


[стр.,272]

272 к сохранению привычного коллективизма в рамках религиозных общин не устраивало новые власти.
После 1929 г., когда началась сплошная коллективизация, гонения на сектантов усилились, поскольку они демонстрировали упорное нежелание отказываться от религиозной общности в пользу классовой, проводить раскулачивание зажиточных единоверцев и идти в колхозы.
Лишь в середине 30-х гг.
их "частнособственнические инстинкты" были сломлены.
В постсоветский период возник особый интерес к
хозяйственной культуре русских сект.
В ней многие исследователи увидели отечественный аналог протестантской этики, возможную благоприятную духовную среду для развития морального предпринимательства.
Однако необходимо учитывать, что в настоящее время роль "духовного христианства" в религиозной и общественной жизни незначительна, хотя в общественном сознании и существует представление о духоборах и молоканах как носителях высокой
хозяйственной культуры.
Некоторые ценности конфессиональной хозяйственной этики оказались весьма устойчивыми и сохранялись еще долго после того как сама религия утратила определяющее влияние на менталитет народа — в советский и постсоветский периоды истории.
Высокая значимость моральных стимулов трудовой деятельности, традиция придавать больше значения содержанию труда, чем его форме, готовность к безвозмездному труду во имя идеи, привычка оценивать социальную значимость хозяйственных инициатив, недоверие к богатству.
В постсоветский период в научных и религиозных кругах возобновились дискуссии об отношении Русской Православной Церкви к хозяйственной жизни.
Большинство их участников склоняются к точке зрения, что смысл православия состоит исключительно в духовном спасении, однако в обществе растет интерес к
религиозной оценке и духовной санкции хозяйственной и предпринимательской деятельности.
Показательно, что возврат религии в повседневную жизнь постсоветской России повторяет те же самые черты, которые составляли главные противоречия дореволюционной духовной жизни общества: внешнее благочестие, а по большей части еще более поверхностное и демонстративное, явно доминирует как над нравственностью, так и над подлинной духовностью.
Точнее, новым российским предпринимателям, воспитанным в безрелигиозной, атеистической среде, в большинстве чуждо не только высшее духовное делание, но и систематическое повседневное обрядовое благочестие.

[Back]