Проверяемый текст
Зарубина Наталья Николаевна. Хозяйственная культура как фактор модернизации (Диссертация 2000)
[стр. 220]

течением времени внутри отдельных социальных групп определенную величину и форму, которая теперь уже рассматривается как неизменно данная.
Это идея достойного содержания, соответствующего положению в обществе, господствующая над всем докапиталистическим хозяйствованием».

[69] У традиционного индивида, личность которого была неразрывно связана с группой и не мыслилась вне ее, и не возникало, как правило, потребности в изменении потребительских стереотипов.
Их неравенство само по себе не воспринималось как несправедливость — ведь оно соответствовало различию в социальном статусе.
Несправедливость возникала тогда, когда нарушалась установленная традицией мера неравенства, т.е.
индивид не мог потреблять то, что ему полагалось, например, когда налоги и поборы становились слишком большими и не оставляли законной доли для пропитания.
Прорыв в системе духовной мотивации хозяйственной деятельности произошел в
Новое время в Западной Европе.
В его основе было глубокое изменение в представлениях о смысле жизни и назначении человека, возникшее в эпоху Реформации.
Протестантская этика возвела повседневный труд в ранг единственно богоугодной и душеспасительной деятельности и, самое главное, разорвала связь производства и накопления с потреблением.
Главной целью хозяйственной деятельности в капиталистическом обществе является наращивание производства и прибылей, инвестиции.
Простое товарное производство уступило место расширенному.
Важнейшим механизмом стимулирования хозяйственных достижений является сформировавшаяся в культуре этика успеха, определяющая представления о состоятельности личности и ее жизненного пути.
Вообще наличие
ориентации на успех, наивысший результат, высокую оценку и признанное превосходство над окружающими являются важной детерминантой человеческого поведения в любом обществе.
Как уже отмечалось, одним из наиболее известных исследований достижительных ориентации является работа американского психолога Д.
МакКлелланда
«Достижительное общество» (1961), где подробно рассматривается их влияние на развитие разных обществ.
[328] 220
[стр. 82]

82 ориентировалась на поддержание существующей социальной системы и постоянного, стабильного уровня производства и потребления.
Производство традиционного общества ориентировано на непосредственное потребление.
В.
Зомбарт пишет: "исходной точкой всякой хозяйственной деятельности является потребность человека, его естественная потребность в благах.
Сколько благ он потребляет, столько и должно быть произведено; сколько расходует, столько и должен заприходовать"1.
Производство ориентировано в первую очередь на выживание и удовлетворение первичных потребностей, производить или зарабатывать сверх физически необходимого представляется бессмысленным и нерациональным: "человек "по своей природе" не склонен зарабатывать деньги, все больше и больше денег, он хочет просто жить, жить так, как он привык, и зарабатывать столько, сколько необходимо для такой жизни"1 2.
Производство сверх этого не считается необходимым, а порой и вызывает негативную реакцию, поскольку размеры и формы потребления зависят не столько от индивидуальных склонностей субъекта, сколько от занимаемого им места в системе межличностных отношений и сложившейся традиции: "Самая потребность в благах не зависит от произвола индивидуума, но приняла с течением времени внутри отдельных социальных групп определенную величину и форму, которая теперь уже рассматривается как неизменно данная.
Это идея достойного содержания, соответствующего положению в обществе, господствующая над всем докапиталистическим хозяйствованием"3.

У традиционного индивида, личность которого была неразрывно связана с группой и не мыслилась вне ее, и не возникало, как правило, потребности в изменении потребительских стереотипов.
Их неравенство само по себе не воспринималось как несправедливость — ведь оно соответствовало различию в социальном статусе.
Несправедливость возникала тогда, когда нарушалась установленная традицией мера неравенства, т.е.
индивид не мог потреблять то, что ему полагалось, например, когда налоги и поборы становились слишком большими и не оставляли законной доли для пропитания.
Прорыв в системе духовной мотивации хозяйственной деятельности произошел в
1 Зомбарт В.
Буржуа.
М., 1994, с.
12 2 М.Вебер.
Протестантская этика и "дух капитализма" // М.Вебер.
Избранные произведения.
М., 1990, с.
81.
3 Зомбарт В.
Буржуа, с.
12.


[стр.,83]

83 Новое время в Западной Европе.
В его основе было глубокое изменение в представлениях о смысле жизни и назначении человека, возникшее в эпоху Реформации.
Протестантская этика возвела повседневный труд в ранг единственно богоугодной и душеспасительной деятельности и, самое главное, разорвала связь производства и накопления с потреблением.
Главной целью хозяйственной деятельности в капиталистическом обществе является наращивание производства и прибылей, инвестиции.
Простое товарное производство уступило место расширенному.
Важнейшим механизмом стимулирования хозяйственных достижений является сформировавшаяся в культуре этика успеха, определяющая представления о состоятельности личности и ее жизненного пути.
Вообще наличие
ориентаций на успех, наивысший результат, высокую оценку и признанное превосходство над окружающими — достижительные ориентации являются важной детерминантой человеческого поведения в любом обществе.
Одним из наиболее известных исследований достижительных
ориентаций является работа американского психолога Д.
МакКлелланда
“Достижительное общество” (1961), где подробно рассматривается их влияние на развитие разных обществ1.
Несомненно, в разных культурах и в разные исторические эпохи и у разных социальных слоев и групп представления об успехе были разными: для благородного сословия античного и феодального европейского общества это были прежде всего военная доблесть и придворная (политическая) карьера, для городских и сельских мелких производителей — стабильный доход и надежное благосостояние1.
В целом для традиционных культур успех, состоятельность индивида был связан с обретением и “накоплением” аскриптивных связей и отношений , главным образом статуса, а богатство, безусловно, всегда желанное, хотя и было признаком успеха, но не любой ценой и обязательно в контексте аскриптивных связей.
Интенсивность достижительных ориентаций и характер их проявления зависит, по мнению МакКлелланда, не столько от высших духовных ценностей, сколько от конкретного сочетания разных социальных, политических, нравственных факторов в конкретные периоды исторического развития.
МакКлелланд утверждает, что уровень достижительных ориентаций в обществе связан с уровнем и темпами экономического развития.
Высокая достижительность 1 McClelland D.
The Achieving Society.
N.Y., 1961.

[Back]