Проверяемый текст
Зарубина Наталья Николаевна. Хозяйственная культура как фактор модернизации (Диссертация 2000)
[стр. 221]

Несомненно, в разных культурах и в разные исторические эпохи и у разных социальных слоев и групп представления об успехе были разными: для благородного сословия античного и феодального европейского общества это были прежде всего военная доблесть и придворная (политическая) карьера, для городских и сельских мелких производителей — стабильный доход и надежное благосостояние.
[167] В целом для традиционных культур успех, состоятельность индивида был связан с обретением и «накоплением» аскриптивных связей и отношений, главным образом статуса, а богатство, безусловно, всегда желанное, хотя и было признаком успеха, но не любой ценой и обязательно в контексте аскриптивных связей.
Интенсивность достижительных
ориентации и характер их проявления зависит, по мнению МакКлелланда, не столько от высших духовных ценностей, сколько от конкретного сочетания разных социальных, политических, нравственных факторов в конкретные периоды исторического развития.
МакКлелланд утверждает, что уровень достижительных
ориентации в обществе связан с уровнем и темпами экономического развития.
Высокая достижительность
является важнейшей предпосылкой предпринимательской активности, особенно ее новаторских форм.
Однако она не является проявлением высокого рационализма: предпринимателем руководит не только мотив погони за прибылью, но и часто иррациональное (с финансовой и производственной точки зрения) стремление к новизне, к творчеству и к риску.
Так, освоение новых рынков, внедрение научных открытий, принципиально новых технологий и методов работы, как правило, не могут не только принести быструю прибыль, но даже окупить затраты, поэтому они мотивируются не простым
"бухгалтерским" расчетом, а внутренним побуждением к поиску неисследованных возможностей, к первенству в какой-либо области.
В буржуазном обществе западного типа успех теряет свои конкретные характеристики и становится самодовлеющей ценностью.
Представляется, что такому пониманию успеха способствовало укоренение протестантской этики в ведущих странах Запада (Англии, США, отчасти Голландии и др.).
Как показал
221
[стр. 83]

83 Новое время в Западной Европе.
В его основе было глубокое изменение в представлениях о смысле жизни и назначении человека, возникшее в эпоху Реформации.
Протестантская этика возвела повседневный труд в ранг единственно богоугодной и душеспасительной деятельности и, самое главное, разорвала связь производства и накопления с потреблением.
Главной целью хозяйственной деятельности в капиталистическом обществе является наращивание производства и прибылей, инвестиции.
Простое товарное производство уступило место расширенному.
Важнейшим механизмом стимулирования хозяйственных достижений является сформировавшаяся в культуре этика успеха, определяющая представления о состоятельности личности и ее жизненного пути.
Вообще наличие ориентаций на успех, наивысший результат, высокую оценку и признанное превосходство над окружающими — достижительные ориентации являются важной детерминантой человеческого поведения в любом обществе.
Одним из наиболее известных исследований достижительных ориентаций является работа американского психолога Д.
МакКлелланда “Достижительное общество” (1961), где подробно рассматривается их влияние на развитие разных обществ1.
Несомненно, в разных культурах и в разные исторические эпохи и у разных социальных слоев и групп представления об успехе были разными: для благородного сословия античного и феодального европейского общества это были прежде всего военная доблесть и придворная (политическая) карьера, для городских и сельских мелких производителей — стабильный доход и надежное благосостояние1.

В целом для традиционных культур успех, состоятельность индивида был связан с обретением и
“накоплением” аскриптивных связей и отношений , главным образом статуса, а богатство, безусловно, всегда желанное, хотя и было признаком успеха, но не любой ценой и обязательно в контексте аскриптивных связей.
Интенсивность достижительных
ориентаций и характер их проявления зависит, по мнению МакКлелланда, не столько от высших духовных ценностей, сколько от конкретного сочетания разных социальных, политических, нравственных факторов в конкретные периоды исторического развития.
МакКлелланд утверждает, что уровень достижительных
ориентаций в обществе связан с уровнем и темпами экономического развития.
Высокая достижительность
1 McClelland D.
The Achieving Society.
N.Y., 1961.


[стр.,84]

84 является важнейшей предпосылкой предпринимательской активности, особенно ее новаторских форм.
Однако она не является проявлением высокого рационализма: предпринимателем руководит не только мотив погони за прибылью, но и часто иррациональное (с финансовой и производственной точки зрения) стремление к новизне, к творчеству и к риску.
Так, освоение новых рынков, внедрение научных открытий, принципиально новых технологий и методов работы, как правило, не могут не только принести быструю прибыль, но даже окупить затраты, поэтому они мотивируются не простым
“бухгалтерским” расчетом, а внутренним побуждением к поиску неисследованных возможностей, к первенству в какой-либо области.
В буржуазном обществе западного типа успех теряет свои конкретные характеристики и становится самодовлеющей ценностью.
Представляется, что такому пониманию успеха способствовало укоренение протестантской этики в ведущих странах Запада (Англии, США, отчасти Голландии и др ).
Как показал
Вебер, для протестанта любой успех в любом виде деятельности (в особенности в профессиональной) и в любой сфере жизни является страстно ожидаемым знаком Божьего благословения, спасения души.
В контексте западной цивилизации выделяется особая достижительная культура США.
В основе культуры Нового Света лежит культура "деятельной личности", обусловленная, во-первых, специфической переселенческой “фронтирной” культурой и идеологией, в которой голос "крови и почвы" не имеет той силы, что в традиционных обществах, люди оторваны от своих корней, чужие аборигенные традиции не принимают и борются с ними, постоянно сталкиваются с необходимостью силой оружия расчищать для себя жизненное пространство, завоевывать позиции в условиях относительного равенства возможностей и жесткой конкуренции, социального "естественного отбора".
Во-вторых, духовной основой американского общества, при всем его плюрализме и поликонфессиональности, была протестантская этика с ее культом успеха, прибыли — с одной стороны, и постоянной активной практической деятельности — с другой.
Протестант спасается один, без помощи церкви, священнослужителей или общины, подобно тому, как первопроходец-переселенец может рассчитывать только на себя, и здесь протестантский индивидуализм совпал с переселенческой идеологией.
В-третьих, уникальность культурно-идеологической ситуации в Америке состояла 1 1 См.: Оссовская М.
Рыцарь и буржуа.
Исследования по истории морали.
М., 1987.

[Back]