Проверяемый текст
Зарубина Наталья Николаевна. Хозяйственная культура как фактор модернизации (Диссертация 2000)
[стр. 222]

Вебер, для протестанта любой успех в любом виде деятельности (в особенности в профессиональной) и в любой сфере жизни является страстно ожидаемым знаком Божьего благословения, спасения души.
В контексте западной цивилизации выделяется особая
досггижительная культура США.
В основе культуры Нового Света лежит культура «деятельной личности», обусловленная, во-первых, специфической переселенческой
«фронтирной» культурой и идеологией, в которой голос «крови и почвы» не имеет той силы, что в традиционных обществах, люди оторваны от своих корней, чужие аборигенные традиции не принимают и борются с ними, постоянно сталкиваются с необходимостью силой оружия расчищать для себя жизненное пространство, завоевывать позиции в условиях относительного равенства возможностей и жесткой конкуренции, социального «естественного отбора».
Во-вторых, духовной основой американского общества, при всем его плюрализме и поликонфессиональности, была протестантская этика с ее культом успеха, прибыли — с одной стороны, и постоянной активной практической деятельности — с другой.
Протестант спасается один, без помощи церкви, священнослужителей или общины, подобно тому, как первопроходец-переселенец может рассчитывать только на себя, и здесь протестантский индивидуализм совпал с переселенческой идеологией.
В-третьих, уникальность культурно-идеологической ситуации в Америке состояла
в том, что в прошлом веке здесь как нигде более получили распространение идеи социального дарвинизма Спенсера и Мальтуса.
В культуре Нового Света они получили оптимистическую интерпретацию, утверждающую борьбу за место в обществе и право сильной личности на лидерство.
Причем в XIX в.
эта идеология получала широкое распространение зачастую в оболочке религиозных терминов, смыкалась с протестантской этикой богоизбранности и так, на привычном для общественного сознания языке, она быстро и легко усваивалась обществом.
Одной из базовых ценностей американской культуры стал успех как цель устремлений, как основа «американской мечты».
Причем на раннем этапе
222
[стр. 84]

84 является важнейшей предпосылкой предпринимательской активности, особенно ее новаторских форм.
Однако она не является проявлением высокого рационализма: предпринимателем руководит не только мотив погони за прибылью, но и часто иррациональное (с финансовой и производственной точки зрения) стремление к новизне, к творчеству и к риску.
Так, освоение новых рынков, внедрение научных открытий, принципиально новых технологий и методов работы, как правило, не могут не только принести быструю прибыль, но даже окупить затраты, поэтому они мотивируются не простым “бухгалтерским” расчетом, а внутренним побуждением к поиску неисследованных возможностей, к первенству в какой-либо области.
В буржуазном обществе западного типа успех теряет свои конкретные характеристики и становится самодовлеющей ценностью.
Представляется, что такому пониманию успеха способствовало укоренение протестантской этики в ведущих странах Запада (Англии, США, отчасти Голландии и др ).
Как показал Вебер, для протестанта любой успех в любом виде деятельности (в особенности в профессиональной) и в любой сфере жизни является страстно ожидаемым знаком Божьего благословения, спасения души.
В контексте западной цивилизации выделяется особая
достижительная культура США.
В основе культуры Нового Света лежит культура "деятельной личности", обусловленная, во-первых, специфической переселенческой
“фронтирной” культурой и идеологией, в которой голос "крови и почвы" не имеет той силы, что в традиционных обществах, люди оторваны от своих корней, чужие аборигенные традиции не принимают и борются с ними, постоянно сталкиваются с необходимостью силой оружия расчищать для себя жизненное пространство, завоевывать позиции в условиях относительного равенства возможностей и жесткой конкуренции, социального "естественного отбора".
Во-вторых, духовной основой американского общества, при всем его плюрализме и поликонфессиональности, была протестантская этика с ее культом успеха, прибыли — с одной стороны, и постоянной активной практической деятельности — с другой.
Протестант спасается один, без помощи церкви, священнослужителей или общины, подобно тому, как первопроходец-переселенец может рассчитывать только на себя, и здесь протестантский индивидуализм совпал с переселенческой идеологией.
В-третьих, уникальность культурно-идеологической ситуации в Америке состояла
1 1 См.: Оссовская М.
Рыцарь и буржуа.
Исследования по истории морали.
М., 1987.


[стр.,85]

85 в том, что в прошлом веке здесь как нигде более получили распространение идеи социального дарвинизма Спенсера и Мальтуса.
В культуре Нового Света они получили оптимистическую интерпретацию, утверждающую борьбу за место в обществе и право сильной личности на лидерство.
Причем в XIX в.
эта идеология получала широкое распространение зачастую в оболочке религиозных терминов, смыкалась с протестантской этикой богоизбранности и так, на привычном для общественного сознания языке, она быстро и легко усваивалась обществом.
Одной из базовых ценностей американской культуры стал успех как цель устремлений, как основа "американской мечты".
Причем на раннем этапе
становления культуры успех воспринимается почти исключительно как следствие волевых качеств личности и умения воспользоваться стечением обстоятельств, то есть как нечто иррациональное.
Образование и способности, культурный уровень и моральные качества личности играют лишь служебную роль.
Важным элементом этой культуры является героизация предприимчивого человека, нашедшая выражение в лучших произведениях американской литературы, например, в творчестве Дж.
Лондона или Т.
Драйзера.
Формируется жесткая достижительная культура, постепенно утрачивающая баланс успеха как цели и средств его достижения.
Возникает гипермотивация успеха, который не просто становится базовым мотивом любой деятельности, но вступает в противоречие с моральными и социальными нормами и порождает аномию.
Известный американский социолог Р.
Мертон утверждает, что "Современная американская культура представляется близкой к полярному типу, в котором акцентирование цели-успеха не сопровождается эквивалентным акцентированием институциональных средств"1.
Это значит, что фактически цель-успех настолько резко доминирует в массовом сознании над средствами ее достижения, что последние приобретают лишь техническую значимость, индивид склонен выбирать те средства, которые наиболее эффективны, не считаясь с их нравственностью и даже законностью.
Таким образом, гипермотивация порождает порождает социокультурные проблемы, конфликты и противоречия, которые решаются с помощью другой функции хозяйственной культуры — легитимизации, которую мы подробно рассмотрим далее.
Д.
МакКлелланд, долгое время исследовавший механизмы стимулирования достижительных ориентаций в незападных культурах с целью повышения 1 1 Р.
Мертон Социальная теория и социальная структура // Социологические исследования, 1992, № 2, с.
120.

[Back]