Проверяемый текст
Зарубина Наталья Николаевна. Хозяйственная культура как фактор модернизации (Диссертация 2000)
[стр. 223]

становления культуры успех воспринимается почти исключительно как следствие волевых качеств личности и умения воспользоваться стечением обстоятельств, то есть как нечто иррациональное.
Образование и способности, культурный уровень и моральные качества личности играют лишь служебную роль.
Важным элементом этой культуры является героизация предприимчивого человека, нашедшая выражение в лучших произведениях американской литературы, например, в творчестве Дж.
Лондона или Т.
Драйзера.
Формируется жесткая достижительная культура, постепенно утрачивающая баланс успеха как цели и средств его достижения.
Возникает гипермотивация успеха, который не просто становится базовым мотивом любой деятельности,
по вступает в противоречие с моральными и социальными нормами и порождает аномию.
Известный американский социолог Р.
Мертон утверждает, что «Современная американская культура представляется близкой к полярному типу, в котором акцентирование цели-успеха не сопровождается эквивалентным акцентированием институциональных средств».

[144] Это значит, что фактически цель-успех настолько резко доминирует в массовом сознании над средствами ее достижения, что последние приобретают лишь техническую значимость: индивид склонен выбирать те средства, которые наиболее эффективны, не считаясь с их нравственностью и даже законностью.
Таким образом, гипермотивация порождает
социокультурные проблемы, конфликты и противоречия, которые решаются с помощью другого аспекта экономической культуры — легитимизации, которую мы подробно рассмотрим далее.
Д.
МакКлелланд, долгое время исследовавший механизмы стимулирования достижительных
ориентации в не западных культурах с целью повышения предпринимательской активности населения, пришел к выводу, что такие ориентации должны быть эндогенны и самобытны.
Все культуры на разных этапах своего развития вырабатывали различные механизмы активизации хозяйственной деятельности.

223
[стр. 85]

85 в том, что в прошлом веке здесь как нигде более получили распространение идеи социального дарвинизма Спенсера и Мальтуса.
В культуре Нового Света они получили оптимистическую интерпретацию, утверждающую борьбу за место в обществе и право сильной личности на лидерство.
Причем в XIX в.
эта идеология получала широкое распространение зачастую в оболочке религиозных терминов, смыкалась с протестантской этикой богоизбранности и так, на привычном для общественного сознания языке, она быстро и легко усваивалась обществом.
Одной из базовых ценностей американской культуры стал успех как цель устремлений, как основа "американской мечты".
Причем на раннем этапе становления культуры успех воспринимается почти исключительно как следствие волевых качеств личности и умения воспользоваться стечением обстоятельств, то есть как нечто иррациональное.
Образование и способности, культурный уровень и моральные качества личности играют лишь служебную роль.
Важным элементом этой культуры является героизация предприимчивого человека, нашедшая выражение в лучших произведениях американской литературы, например, в творчестве Дж.
Лондона или Т.
Драйзера.
Формируется жесткая достижительная культура, постепенно утрачивающая баланс успеха как цели и средств его достижения.
Возникает гипермотивация успеха, который не просто становится базовым мотивом любой деятельности,
но вступает в противоречие с моральными и социальными нормами и порождает аномию.
Известный американский социолог Р.
Мертон утверждает, что "Современная американская культура представляется близкой к полярному типу, в котором акцентирование цели-успеха не сопровождается эквивалентным акцентированием институциональных средств"1.

Это значит, что фактически цель-успех настолько резко доминирует в массовом сознании над средствами ее достижения, что последние приобретают лишь техническую значимость, индивид склонен выбирать те средства, которые наиболее эффективны, не считаясь с их нравственностью и даже законностью.
Таким образом, гипермотивация порождает
порождает социокультурные проблемы, конфликты и противоречия, которые решаются с помощью другой функции хозяйственной культуры — легитимизации, которую мы подробно рассмотрим далее.
Д.
МакКлелланд, долгое время исследовавший механизмы стимулирования достижительных
ориентаций в незападных культурах с целью повышения 1 1 Р.
Мертон Социальная теория и социальная структура // Социологические исследования, 1992, № 2, с.
120.


[стр.,86]

86 предпринимательской активности населения, пришел к выводу, что такие ориентации должны быть эндогенны и самобытны.
Все культуры на разных этапах своего развития вырабатывали различные механизмы активизации хозяйственной деятельности.

Важной предпосылкой успехов Японии является сочетание достижительных ориентаций с системой межличностных отношений, сложившихся в японском обществе на массовом уровне.
Каждый индивид является полноценным членом общества только постольку, поскольку он является членом группы и занимает определенное место в ее иерархии Но иерархизм японского общества не статичен, а динамичен: каждый член группы стремится служить ей, добиваться поставленных целей с самоотверженностью "самурая XX века", выполнение долга перед семьей, фирмой и в конечном счете государством имеет высший, полусакральный смысл.
"Культура стыда", боязнь "потери лица" перед своей группой является мощным стимулом достижительных, активных ориентаций: "личное честолюбие и стремление к достижению у японцев, вместо того чтобы быть аномалиями в этом групповом обществе, на самом деле являются глубоко присущими ему характеристиками"1.
Успех для японца — воспринимается не как результат везения или способностей, а прежде всего усердия.
С детства они учатся терпению, настойчивости и целеустремленности, их девиз — "нагнуться за последним рисовым зернышком".
Целостное мировосприятие японца не знает противопоставления рабочего времени и досуга, это две стороны единого образа жизни, и обе в равной степени желанны.
Поэтому японец отдает работе больше времени, чем европеец или американец и это не кажется ему ненормальным.
В Индии в рамках кастовой системы стимулом хозяйственной активности и профессионального совершенствования выступали традиционные представления о религиозном долге.
А в конце XIX — начале XX вв.
сформировался социокультурный механизм стимулирования современной хозяйственной активности.
Стимулам для нее выступали представления о развитии национальной промышленности как главной предпосылки достижения независимости.
Под лозунгом свадеши — самостоятельного производства необходимых товаров — развернулась кампания бойкота импортных товаров и продуктов, приобретшая характер общенациональной и закрепившая в народном менталитете представления о ценности национального производства.
1 Reischaucr E.The Japanese today: Change a.
Continuity.
L.,1988.
p.
171.

[Back]