Важной предпосылкой успехов Японии является сочетание достижительных ориентации с системой межличностных отношений, сложившихся в японском обществе на массовом уровне. Каждый индивид является полноценным членом общества только постольку, поскольку он является членом группы и занимает определенное место в ее иерархии. Но иерархизм японского общества не статичен, а динамичен: каждый член группы стремится служить ей, добиваться поставленных целей с самоотверженностью «самурая XX века», выполнение долга перед семьей, фирмой и, в конечном счете, государством имеет высший, полусакральный смысл. «Культура стыда», боязнь «потери лица» перед своей группой является мощным стимулом достижительных, активных ориентаций: «личное честолюбие и стремление к достижению у японцев, вместо того чтобы быть аномалиями в этом групповом обществе, на самом деле являются глубоко присущими ему характеристиками». [339] Успех для японца — воспринимается не как результат везения или способностей, а, прежде всего усердия. С детства они учатся терпению, настойчивости и целеустремленности, их девиз — «нагнуться за последним рисовым зернышком». Целостное мировосприятие японца не знает противопоставления рабочего времени и досуга, это две стороны единого образа жизни, и обе в равной степени желанны. Поэтому японец отдает работе больше времени, чем европеец или американец и это не кажется ему ненормальным. В Индии в рамках кастовой системы стимулом хозяйственной активности и профессионального совершенствования выступали традиционные представления о религиозном долге. А в конце XIX — начале XX вв. сформировался социокультурный механизм стимулирования современной хозяйственной активности. Стимулам для нее выступали представления о развитии национальной промышленности как главной предпосылки достижения независимости. Под лозунгом свадеши — самостоятельного производства необходимых товаров — развернулась кампания бойкота импортных товаров и продуктов, приобретшая характер общенациональной и закрепившая в народном менталитете представления о ценности национального производства. 224 |
86 предпринимательской активности населения, пришел к выводу, что такие ориентации должны быть эндогенны и самобытны. Все культуры на разных этапах своего развития вырабатывали различные механизмы активизации хозяйственной деятельности. Важной предпосылкой успехов Японии является сочетание достижительных ориентаций с системой межличностных отношений, сложившихся в японском обществе на массовом уровне. Каждый индивид является полноценным членом общества только постольку, поскольку он является членом группы и занимает определенное место в ее иерархии Но иерархизм японского общества не статичен, а динамичен: каждый член группы стремится служить ей, добиваться поставленных целей с самоотверженностью "самурая XX века", выполнение долга перед семьей, фирмой и в конечном счете государством имеет высший, полусакральный смысл. "Культура стыда", боязнь "потери лица" перед своей группой является мощным стимулом достижительных, активных ориентаций: "личное честолюбие и стремление к достижению у японцев, вместо того чтобы быть аномалиями в этом групповом обществе, на самом деле являются глубоко присущими ему характеристиками"1. Успех для японца — воспринимается не как результат везения или способностей, а прежде всего усердия. С детства они учатся терпению, настойчивости и целеустремленности, их девиз — "нагнуться за последним рисовым зернышком". Целостное мировосприятие японца не знает противопоставления рабочего времени и досуга, это две стороны единого образа жизни, и обе в равной степени желанны. Поэтому японец отдает работе больше времени, чем европеец или американец и это не кажется ему ненормальным. В Индии в рамках кастовой системы стимулом хозяйственной активности и профессионального совершенствования выступали традиционные представления о религиозном долге. А в конце XIX — начале XX вв. сформировался социокультурный механизм стимулирования современной хозяйственной активности. Стимулам для нее выступали представления о развитии национальной промышленности как главной предпосылки достижения независимости. Под лозунгом свадеши — самостоятельного производства необходимых товаров — развернулась кампания бойкота импортных товаров и продуктов, приобретшая характер общенациональной и закрепившая в народном менталитете представления о ценности национального производства. 1 Reischaucr E.The Japanese today: Change a. Continuity. L.,1988. p. 171. |