истоков «экономического чуда» стоят представители китайской диаспоры (хуасяо), неизменно демонстрирующие высокую предприимчивость. 3.2. Нравственная легитимизация предпринимательской активности Известно, что все члены общества не могут быть в равной степени активны в хозяйственном отношении. В современном рыночном производстве самостоятельным предпринимательством занимаются не более 15 % активного населения, а добиваются значительных успехов, создают крупные предприятия и владеют большими капиталами единицы. Для того чтобы общество с таким существенным имущественным расслоением и неравенством хозяйственных ролей развивалось стабильно, необходимо, чтобы успехи активного меньшинства выглядели нравственно оправданными в глазах сограждан. Экономическая культура формулирует ценностные принципы, которые делают успех немногих приемлемым для большинства — выполняет функцию легитимизации хозяйственной и предпринимательской активности. В культурах традиционных обществ предпринимательская активность была практически маргинальна: она нарушала установленный баланс межличностных отношений. В то же время, имущественное неравенство было легитимным, если оно соответствовало социальному статусу. Кризис легитимности наступал тогда, когда, либо нарушалась мера неравенства, либо кто-либо присваивал больше, чем предписывал статус, и выходил на неподобающий уровень (забогатевший простолюдин становился маргиналом и оставался им до тех пор, пока ему или его потомкам не удавалось интегрироваться в новую социальную ячейку, например, в купеческую гильдию). Личностный уровень социокультурной легитимизации. Успех протестантской этики в утверждении «духа капитализма» основывался не только на найденной ею высшей духовной мотивации предпринимательской деятельности современного типа, но и на утверждении безусловной правомерности предпринимательской активности и се нравственном 226 |
88 3.2. Нравственная легитимизация хозяйственной и предпринимательской активности Известно, что все члены общества на могут быть в равной степени активны в хозяйственном отношении. В современном рыночном производстве самостоятельным предпринимательством занимаются не более 15 % активного населения, а добиваются значительных успехов, создают крупные предприятия и владеют большими капиталами единицы. Для того, чтобы общество с таким существенным имущественным расслоением и неравенством хозяйственных ролей развивалось стабильно, необходимо, чтобы успехи активного меньшинства выглядели нравственно оправданными в глазах сограждан. Хозяйственная культура формулирует ценностные принципы, которые делают успех немногих приемлемым для большинства — выполняет функцию легитимизации хозяйственной и предпринимательской активности. В культурах традиционных обществ предпринимательская активность была практически маргинальна: она нарушала установленный баланс межличностных отношений. В то же время, имущественное неравенство было легитимным, если оно соответствовало социальному статусу. Кризис легитимности наступал тогда, когда либо нарушалась мера неравенства, либо кто-либо присваивал больше, чем предписывал статус, и выходил на неподобающий уровень (разбогатевший простолюдин становился маргиналом и оставался им до тех пор, пока ему или его потомкам не удавалось интегрироваться в новую социальную ячейку, например, в купеческую гильдию). Личностный уровень социокультурной лгитимизации. Успех протестантской этики в утверждении “духа капитализма" основывался не только на найденной ею высшей духовной мотивации предпринимательской деятельности современного типа, но и на утверждении безусловной правомерности предпринимательской активности и ее нравственном самооправдании, на принятии большинством общества успехов активного меньшинства. Существенным ценностным компонентом для общественно-значимой хозяйственной этики протестантизма стала мирская аскеза, обеспечившая отделение капитала от потребления и наслаждения и его переориентацию на производственные цели. Со становлением капитализма на Западе связана подлинная революция смыслов: отныне богатство перестает служить престижному потреблению и быть предпосылкой “благородной праздности", оно становится условием и средством своего дальнейшего роста и требует от обладателя самоотверженного труда. |