самооправдании, на принятии большинством общества успехов активного меньшинства. Существенным ценностным компонентом для общественно-значимой хозяйственной этики протестантизма стала мирская аскеза, обеспечившая отделение капитала от потребления и наслаждения и его переориентацию на производственные цели. Со становлением капитализма на Западе связана подлинная революция смыслов: отныне богатство перестает служить престижному потреблению и быть предпосылкой «благородной праздности», оно становится условием и средством своего дальнейшего роста и требует от обладателя самоотверженного труда. В отличие от нравственно неоправданного авантюрного стяжательства, важнейшей составляющей культуры буржуазного предпринимательства является методический, стабильный характер деятельности, постоянные рационально спланированные усилия в противоположность «взрывной» активности авантюриста. И именно методический рационализм и постоянство труда предпринимателя роднят его с постоянным трудом рабочего. Строго ограничив, сведя к минимуму непроизводственные расходы, строго ограничив потребление и возведя бережливость в ранг важнейшей добродетели, мирская аскеза уравнивает образ жизни предпринимателей и рабочих, ликвидирует те принципиальные статусные различия в стандарте потребления, которые в традиционном обществе служат средством социальной дифференциации, а в условиях его разложения составляют одну из основных причин социальной нестабильности. Важным структурным компонентом буржуазной предпринимательской культуры стало отношение индивида к своей работе независимо от конкретной профессии как к призванию. Вместе с тем протестантская мирская аскеза объявляет призванием и стремление приобретателя к наживе, приравнивает предпринимательскую активность и накопление к труду прочих профессионалов: «Отношение к труду как к призванию стало для современного рабочего столь же характерным, как и аналогичное отношение предпринимателя к наживе». [35] 227 |
88 3.2. Нравственная легитимизация хозяйственной и предпринимательской активности Известно, что все члены общества на могут быть в равной степени активны в хозяйственном отношении. В современном рыночном производстве самостоятельным предпринимательством занимаются не более 15 % активного населения, а добиваются значительных успехов, создают крупные предприятия и владеют большими капиталами единицы. Для того, чтобы общество с таким существенным имущественным расслоением и неравенством хозяйственных ролей развивалось стабильно, необходимо, чтобы успехи активного меньшинства выглядели нравственно оправданными в глазах сограждан. Хозяйственная культура формулирует ценностные принципы, которые делают успех немногих приемлемым для большинства — выполняет функцию легитимизации хозяйственной и предпринимательской активности. В культурах традиционных обществ предпринимательская активность была практически маргинальна: она нарушала установленный баланс межличностных отношений. В то же время, имущественное неравенство было легитимным, если оно соответствовало социальному статусу. Кризис легитимности наступал тогда, когда либо нарушалась мера неравенства, либо кто-либо присваивал больше, чем предписывал статус, и выходил на неподобающий уровень (разбогатевший простолюдин становился маргиналом и оставался им до тех пор, пока ему или его потомкам не удавалось интегрироваться в новую социальную ячейку, например, в купеческую гильдию). Личностный уровень социокультурной лгитимизации. Успех протестантской этики в утверждении “духа капитализма" основывался не только на найденной ею высшей духовной мотивации предпринимательской деятельности современного типа, но и на утверждении безусловной правомерности предпринимательской активности и ее нравственном самооправдании, на принятии большинством общества успехов активного меньшинства. Существенным ценностным компонентом для общественно-значимой хозяйственной этики протестантизма стала мирская аскеза, обеспечившая отделение капитала от потребления и наслаждения и его переориентацию на производственные цели. Со становлением капитализма на Западе связана подлинная революция смыслов: отныне богатство перестает служить престижному потреблению и быть предпосылкой “благородной праздности", оно становится условием и средством своего дальнейшего роста и требует от обладателя самоотверженного труда. 89 В отличие от нравственно неоправданного авантюрного стяжательства, важнейшей составляющей культуры буржуазного предпринимательства является методический, стабильный характер деятельности, постоянные рационально спланированные усилия в противоположность “взрывной" активности авантюриста. И именно методический рационализм и постоянство труда предпринимателя роднят его с постоянным трудом рабочего. Строго ограничив, сведя к минимуму непроизводственные расходы, строго ограничив потребление и возведя бережливость в ранг важнейшей добродетели, мирская аскеза уравнивает образ жизни предпринимателей и рабочих, ликвидирует те принципиальные статусные различия в стандарте потребления, которые в традиционном обществе служат средством социальной дифференциации, а в условиях его разложения составляют одну из основных причин социальной нестабильности. Важным структурным компонентом буржуазной предпринимательской культуры стало отношение индивида к своей работе независимо от конкретной профессии как к призванию. Вместе с тем протестантская мирская аскеза объявляет призванием и стремление приобретателя к наживе, приравнивает предпринимательскую активность и накопление к труду прочих профессионалов: "Отношение к труду как к призванию стало для современного рабочего столь же характерным, как и аналогичное отношение предпринимателя к наживе"1. Важнейшим следствием этого стала нравственная легитимизация предпринимательской деятельности, когда большинство населения, не занятое непосредственно предпринимательством, признает оправданным и законным обогащение активного меньшинства на том основании, что оно также трудится, добиваясь успеха как благословения Божьего, и ведет такой же, как и все, умеренный и нормативноупорядоченный образ жизни. Как мы увидим в гл.2, в условиях догоняющей модернизации незападных обществ, обновляющих свою социально-экономическую систему, важнейшим компонентом политико-идеологической регуляции является обеспечение легитимности новых видов хозяйственной деятельности, ее оправдание в глазах традиционного большинства. Хорошо известно, что быстрые темпы и высокий уровень хозяйственной модернизации в послевоенной Японии были достигнуты в большой степени благодаря сохранению 1 Вебер М. Протестантская этика и "дух капитализма" // Вебер М. Избранные произведения. М.. 1990, с. 204. |