Проверяемый текст
Зарубина Наталья Николаевна. Хозяйственная культура как фактор модернизации (Диссертация 2000)
[стр. 232]

капиталистического производства привели к подрыву его собственной социальной и социокультурной основы — независимого производителя и индивидуальной инициативы на рынке в условиях свободной конкуренции.
Развитие крупного индустриального капитализма вступило в противоречие с собственными ценностными и нравственно легитимизирующими основаниями, сформулированными, в частности, в качестве идеологемы «американской мечты»: представлениями о равных возможностях достижения успеха, счастья и процветания для каждого члена общества, о равных стартовых условиях в конкурентной борьбе для всех желающих в нее включиться субъектов.

[220] Это вызвало бурный всплеск антимонопольного движения, которое охватило все слои общества, включая либерально настроенную интеллигенцию.
Пафос этого движения был выражен в работе известного в то время публициста Г.
Ллойда «Богатство против общества», посвященной разоблачению жестокости и несправедливости восходящих монополистов на материалах истории создания и функционирования нефтяной монополии Дж.
Рокфеллера «Стандард ойл».
Все это потребовало нового осмысления ценностных основ деятельности крупного предпринимательства, объяснения его качественно новой социальной роли и поисков новой тактики его взаимоотношения с обществом.
Предприниматели занимали в отношении общества двойственную позицию.
С одной стороны, они преследовали собственные интересы, опираясь на незыблемые ценности успеха, богатства, активности и т.п.
В США для нравственного оправдания деятельности крупных предпринимателей использовались идеи социал-дарвинизма, признающего основой общественной жизни борьбу за существование, в которой выживает сильнейший.
В период становления монополий, когда разорялись массы мелких предпринимателей, эти идеи, уже забытые в Европе, в Новом свете обрели почитателей среди лидеров крупного бизнеса (Г.
Спенсера в США пригласил Э.
Каргени,
контролировавший сталелитейное производство на востоке страны).
С другой стороны, масштабы деятельности крупных предпринимателей были уже столь велики, что они не могли пренебрегать отношением к ней
232
[стр. 93]

93 предпринимательства".
Представители крупного бизнеса именовались "героями нации", "капитанами индустрии", но отношение общества к ним не ограничивалось восторгом и почитанием.
Восхождение промышленных гигантов сопровождалось разорением мелких предпринимателей, монополизацией целях отраслей промышленности, ведущей к диктату корпораций в жизни целых штатов.
Таким образом, укрупнение и монополизация капиталистического производства привели к подрыву его собственной социальной и социокультурной основы — независимого производителя и индивидуальной инициативы на рынке в условиях свободной конкуренции.
Развитие крупного индустриального капитализма вступило в противоречие с собственными ценностными и нравственнолегитимизирующими основаниями, сформулированными, в частности, в качестве идеологемы "американской мечты": представлениями о равных возможностях достижения успеха, счастья и процветания для каждого члена общества, о равных стартовых условиях в конкурентной борьбе для всех желающих в нее включиться субъектов1.

Это вызвало бурный всплеск антимонопольного движения, которое охватило все слои общества, включая либерально настроенную интеллигенцию.
Пафос этого движения был выражен в работе известного в то время публициста Г.
Ллойда "Богатство против общества", посвященной разоблачению жестокости и несправедливости восходящих монополистов на материалах истории создания и функционирования нефтяной монополии Дж.
Рокфеллера "Стандард ойл".
Все это потребовало нового осмысления ценностных основ деятельности крупного предпринимательства, объяснения его качественно новой социальной роли и поисков новой тактики его взаимоотношения с обществом.
Предприниматели занимали в отношении общества двойственную позицию.
С одной стороны, они преследовали собственные интересы, опираясь на незыблемые ценности успеха, богатства, активности и т.п.
В США для нравственного оправдания деятельности крупных предпринимателей использовались идеи социал-дарвинизма, признающего основой общественной жизни борьбу за существование, в которой выживает сильнейший.
В период становления монополий, когда разорялись массы мелких предпринимателей, эти идеи, уже забытые в Европе, в Новом свете обрели почитателей среди лидеров крупного бизнеса (Г.
Спенсера в США пригласил Э.
Каргени,
1 См.: Супоницкая И.М.
Поиск эффективных форм организации крупного предпринимательства в США на рубеже XIX — XX вв.
// Экономическая история.
Реформы и реформаторы.
М, 1995..


[стр.,94]

94 контролировавший сталелитейное производство на востоке страны).
С другой стороны, масштабы деятельности крупных предпринимателей были уже столь велики, что они не могли пренебрегать отношением к ней
общества.
Успех деятельности крупного предпринимателя, мощной корпорации в определяется многими социальными и политическими факторами, и взаимосвязь и взаимозависимость бизнеса и общества возрастает.
Предпринимательство проявляет все больше заинтересованности в благожелательном к ним отношении, поэтому стремится представить свою деятельность как полезную и выгодную не только им одним, но и всему обществу.
Так возникла концепция "служения бизнеса обществу", начальными формами которого были благотворительность и меценатство.
Во все времена богатые и преуспевающие жертвовали средства на помощь неимущим в рамках выполнения патерналистских обязательств или для получения религиозной заслуги, а также с целью ослабления социального напряжения.
Они же покровительствовали образованию, наукам и искусствам, обеспечивая себе рост статуса и признания в обществе благодаря участию в сферах деятельности, обладающих высоким престижем.
В России, где благотворительность и меценатство были традиционно сильно развиты, наиболее богатые и преуспевающие в бизнесе предприниматели получали известность и признательность общества не за свой вклад в развитие экономики, а именно за благотворительную деятельность, покровительство наукам и искусствам.
В России концепция "социального служения" предпринимательства приобрела особое значение.
Российские промышленники и купцы долго не могли завоевать общественное признание и добиться соответствующего их финансовым возможностям влияния из-за непрестижности коммерческой деятельности и осуждения эксплуатации наемных рабочих.
Поэтому они стремились добиться общественного признания с помощью "внеэкономических" действий, пользующихся в обществе высоким престижем.
Широко известное увлечение многих крупных российских предпринимателей благотворительностью и меценатством имело одной из основных причин не природную склонность к филантропии, а стремление оправдать эксплуатацию рабочих и добиться общественного признания с помощью активности в тех сферах деятельности, которые пользовались наибольшим престижем.
Крупный текстильный фабрикант и создатель всемирно известной картинной галереи П.М.
Третьяков писал, что стремился "...наживать для того, чтобы нажитое от общества вернулось также к обществу (народу) в каких-то

[Back]