общества. Успех деятельности крупного предпринимателя, мощной корпорации определяется многими социальными и политическими факторами, и взаимосвязь и взаимозависимость бизнеса и общества возрастает. Предпринимательство проявляет все больше заинтересованности в благожелательном к ним отношении, поэтому стремится представить свою деятельность как полезную и выгодную не только им одним, но и всему обществу. Так возникла концепция «служения бизнеса обществу», начальными формами которого были благотворительность и меценатство. Во все времена богатые и преуспевающие жертвовали средства на помощь неимущим в рамках выполнения патерналистских обязательств или для получения религиозной заслуги, а также с целью ослабления социального напряжения. Они же покровительствовали образованию, наукам и искусствам, обеспечивая себе рост статуса и признания в обществе благодаря участию в сферах деятельности, обладающих высоким престижем. В России, где благотворительность и меценатство были традиционно сильно развиты, наиболее богатые и преуспевающие в бизнесе предприниматели получали известность и признательность общества не за свой вклад в развитие экономики, а именно за благотворительную деятельность, покровительство наукам и искусствам. В России концепция «социального служения» предпринимательства приобрела особое значение. Российские промышленники и купцы долго не могли завоевать общественное признание и добиться соответствующего их финансовым возможностям влияния из-за непрестижности коммерческой деятельности и осуждения эксплуатации наемных рабочих. Поэтому они стремились добиться общественного признания с помощью «внеэкономических» действий, пользующихся в обществе высоким престижем. Широко известное увлечение многих крупных российских предпринимателей благотворительностью и меценатством имело одной из основных причин не природную склонность к филантропии, а стремление оправдать эксплуатацию рабочих и добиться общественного признания с помощью активности в тех сферах деятельности, 233 |
94 контролировавший сталелитейное производство на востоке страны). С другой стороны, масштабы деятельности крупных предпринимателей были уже столь велики, что они не могли пренебрегать отношением к ней общества. Успех деятельности крупного предпринимателя, мощной корпорации в определяется многими социальными и политическими факторами, и взаимосвязь и взаимозависимость бизнеса и общества возрастает. Предпринимательство проявляет все больше заинтересованности в благожелательном к ним отношении, поэтому стремится представить свою деятельность как полезную и выгодную не только им одним, но и всему обществу. Так возникла концепция "служения бизнеса обществу", начальными формами которого были благотворительность и меценатство. Во все времена богатые и преуспевающие жертвовали средства на помощь неимущим в рамках выполнения патерналистских обязательств или для получения религиозной заслуги, а также с целью ослабления социального напряжения. Они же покровительствовали образованию, наукам и искусствам, обеспечивая себе рост статуса и признания в обществе благодаря участию в сферах деятельности, обладающих высоким престижем. В России, где благотворительность и меценатство были традиционно сильно развиты, наиболее богатые и преуспевающие в бизнесе предприниматели получали известность и признательность общества не за свой вклад в развитие экономики, а именно за благотворительную деятельность, покровительство наукам и искусствам. В России концепция "социального служения" предпринимательства приобрела особое значение. Российские промышленники и купцы долго не могли завоевать общественное признание и добиться соответствующего их финансовым возможностям влияния из-за непрестижности коммерческой деятельности и осуждения эксплуатации наемных рабочих. Поэтому они стремились добиться общественного признания с помощью "внеэкономических" действий, пользующихся в обществе высоким престижем. Широко известное увлечение многих крупных российских предпринимателей благотворительностью и меценатством имело одной из основных причин не природную склонность к филантропии, а стремление оправдать эксплуатацию рабочих и добиться общественного признания с помощью активности в тех сферах деятельности, которые пользовались наибольшим престижем. Крупный текстильный фабрикант и создатель всемирно известной картинной галереи П.М. Третьяков писал, что стремился "...наживать для того, чтобы нажитое от общества вернулось также к обществу (народу) в каких-то 237 государством Она формировала такой этический идеал, который, с одной стороны, создавал стимулы для активной деятельности индивидов, а с другой — обеспечивал признание их деятельности остальными членами общества, а также интеграцию носителей экономического прогресса в традиционную духовную и социальную систему. При своей универсальности этика служения имела социально дифференцированные формы: для дворянства она представала как государственное служение, для духовенства как служение духовное, для разночинной интеллигенции — просветительское служение народу, для купечества — служение социальное. Крестьянство воспринимало тягло как свой особый способ служения государству и главную предпосылку своего бытия в качестве земледельца: "Архетипическая включенность в Государство выражалась в ощущении крестьянами вековой своей "крепости" государю и в признании необходимости государственного тягла. Это переживалось многими поколениями русских земледельцев в качестве психологической (правовой — во вторую очередь) предпосылки самой возможности крестьянского хозяйствования. Крестьяне понимали тягло не как ренту верховному собственнику земли, а как выпавший ни их долю способ служения Государству. <...> Существование крестьянского хозяйства как имущественно-бытового комплекса выступало условием тяглоспособности земледельца"1. Дворянство, "служилые люди", также выполняли свой долг перед государством — в качестве непосредственно государственной, в том числе и военной службы, а также в качестве помещиков, которые в принципе должны были являться организаторами сельского хозяйства и осуществлять контроль за крестьянским тяглом. Разрушаться эта система общего служения начала в конце XVIII в. с постепенным освобождением дворянства от обязательной государственной службы и с нарастающим упадком дворянских помещичьих хозяйств. Для российских предпринимателей идея социального служения выступала важнейшим инструментом интеграции в общество, формой нравственной легитимизации бизнеса. Дело в том, что российские промышленники и купцы долго не могли завоевать общественное признание и добиться соответствующего их финансовым возможностям влияния из-за непристижности коммерческой деятельности, которая была обусловлена 1 Яхшиян О.Ю. Собственность в менталитете русских крестьян // Менталитет и аграрное развитие России (XIX-XX вв.) М., 1996, с. 92 238 описанным выше двойственным статусом практицизма и индивидуализма. Поэтому они стремились добиться общественного признания с помощью таких внеэкономических действий, которые пользовались в обществе высоким престижем. Широко известное увлечение многих крупных российских предпринимателей благотворительностью и меценатством имело одной из основных причин не сверхразвитую природную склонность к филантропии или высокую религиозность, а стремление добиться общественного признания с помощью активности в тех сферах деятельности, которые пользовались безусловным уважением. Впрочем, идеи социального служения предпринимательства в форме меценатства и благотворительности не были специфичны только для России, например, в США примерно в то же время их активно пропагандировал и воплощал сталелитейный магнат Э. Карнеги (см. гл. 1, § 3). Несколько позже (на рубеже XIX — XX веков) стало распространяться представление о хозяйственной деятельности, наращивании своего собственного и общественного богатства как социальном служении предпринимателей. Историки свидетельствуют о том, что уже в конце XIX века новое поколение российских промышленников — детей известных меценатов — отошло почти полностью от увлечений отцов и посвятили все свои силы хозяйственным делам. Их социальная деятельность стала более прагматичной и приобрела формы, близкие к современным: социальные гарантии собственным рабочим, образование, в том числе и профессиональное, здравоохранение. Идеология служения настолько укрепилась в российском обществе, что сохранила свое значение и после революции, хотя и приобрела новое содержание: место служения России (в его различных вариантах) заняла идея служения делу социалистического и коммунистического строительства. Настойчивая идеологизация сферы хозяйственной культуры в советский период носила противоречивый характер и имела двойственные последствия. Идейное давление сильно исказило развивавшийся в советский период практицизм. Он разделился на два типа, имеющих разный нравственный статус и идеологическую легитимность. Первый тип был связан с развитием централизованного планового хозяйства, необходимостью подготовки адекватной рабочей силы и управленческого аппарата для крупной индустрии. В период нэпа началось развитие советского менеджмента и маркетинга. Под лозунгом "учиться торговать" готовились кадры, способные эффективно |