Проверяемый текст
Зарубина Наталья Николаевна. Хозяйственная культура как фактор модернизации (Диссертация 2000)
[стр. 234]

которые пользовались наибольшим престижем.
Крупный текстильный фабрикант и создатель всемирно известной картинной галереи П.М.
Третьяков писал, что стремился «...наживать для того, чтобы нажитое от общества вернулось также к обществу (народу) в каких-то
полезных учреждениях».
[22] И в общественном сознании, в исторической памяти российские предприниматели остались именно как меценаты, а не как организаторы производства или ловкие дельцы.
Особая приверженность российских предпринимателей идее социального служения объясняется еще и тем, что одной из наиболее значимых основ нравственного сознания в России была общая для всех, структурированная по сословиям идеология служения.
В США одним из первых приверженцев концепции «служения бизнеса обществу» был Э.
Карнеги.
Этот легендарный предприниматель, воплощение «американской мечты», выходец из бедной шотландской семьи, сколотивший огромное состояние, в конце жизни отошел от дел и занялся благотворительностью и литературным творчеством.
Опираясь на собственный опыт в бизнесе, Э.
Карнеги давал советы начинающим предпринимателям и доказывал, что каждый может достичь успеха, если проявит настойчивость, и будет энергично добиваться поставленных целей.
Самой известной из его работ была написанная в 1889 г.
статья «Евангелие богатства», в которой утверждалось, что крупное предпринимательство приносит большую пользу всему обществу, не только создавая рабочие места и перераспределяя часть прибылей в виде зарплаты, но и в порядке благотворительности вкладывая средства в учреждения культуры и социальной защиты.
(Сам Э.
Карнеги в общей сложности пожертвовал на благотворительные нужды 350 млн.
долл.).
[220] Но благотворительность и меценатство, хотя и обеспечивают благодарность современников и добрую память потомков, не снимают социальной напряженности, неминуемо порождаемой развитием бизнеса.
Судьба российских дореволюционных предпринимателей особенно поучительна, поскольку, сделав очень много для развития отечественной культуры, они не уделяли должного внимания социальной защите населения.
Лишь
на рубеже XIX— XX вв.
молодые 234
[стр. 94]

94 контролировавший сталелитейное производство на востоке страны).
С другой стороны, масштабы деятельности крупных предпринимателей были уже столь велики, что они не могли пренебрегать отношением к ней общества.
Успех деятельности крупного предпринимателя, мощной корпорации в определяется многими социальными и политическими факторами, и взаимосвязь и взаимозависимость бизнеса и общества возрастает.
Предпринимательство проявляет все больше заинтересованности в благожелательном к ним отношении, поэтому стремится представить свою деятельность как полезную и выгодную не только им одним, но и всему обществу.
Так возникла концепция "служения бизнеса обществу", начальными формами которого были благотворительность и меценатство.
Во все времена богатые и преуспевающие жертвовали средства на помощь неимущим в рамках выполнения патерналистских обязательств или для получения религиозной заслуги, а также с целью ослабления социального напряжения.
Они же покровительствовали образованию, наукам и искусствам, обеспечивая себе рост статуса и признания в обществе благодаря участию в сферах деятельности, обладающих высоким престижем.
В России, где благотворительность и меценатство были традиционно сильно развиты, наиболее богатые и преуспевающие в бизнесе предприниматели получали известность и признательность общества не за свой вклад в развитие экономики, а именно за благотворительную деятельность, покровительство наукам и искусствам.
В России концепция "социального служения" предпринимательства приобрела особое значение.
Российские промышленники и купцы долго не могли завоевать общественное признание и добиться соответствующего их финансовым возможностям влияния из-за непрестижности коммерческой деятельности и осуждения эксплуатации наемных рабочих.
Поэтому они стремились добиться общественного признания с помощью "внеэкономических" действий, пользующихся в обществе высоким престижем.
Широко известное увлечение многих крупных российских предпринимателей благотворительностью и меценатством имело одной из основных причин не природную склонность к филантропии, а стремление оправдать эксплуатацию рабочих и добиться общественного признания с помощью активности в тех сферах деятельности, которые пользовались наибольшим престижем.
Крупный текстильный фабрикант и создатель всемирно известной картинной галереи П.М.
Третьяков писал, что стремился "...наживать для того, чтобы нажитое от общества вернулось также к обществу (народу) в каких-то


[стр.,95]

95 полезных учреждениях .
И в общественном сознании, в исторической памяти российские предприниматели остались именно как меценаты, а не как организаторы производства или ловкие дельцы.
Особая приверженность российских предпринимателей идее социального служения объясняется еще и тем, что одной из наиболее значимых основ нравственного сознания в России была общая для всех, структурированная по сословиям идеология служения.
В США одним из первых приверженцев концепции "служения бизнеса обществу" был Э.
Карнеги.
Этот легендарный предприниматель, воплощение "американской мечты", выходец из бедной шотландской семьи, сколотивший огромное состояние, в конце жизни отошел от дел и занялся благотворительностью и литературным творчеством.
Опираясь на собственный опыт в бизнесе, Э.
Карнеги давал советы начинающим предпринимателям и доказывал, что каждый может достичь успеха, если проявит настойчивость и будет энергично добиваться поставленных целей.
Самой известной из его работ была написанная в 1889 г.
статья "Евангелие богатства", в которой утверждалось, что крупное предпринимательство приносит большую пользу всему обществу не только создавая рабочие места и перераспределяя часть прибылей в виде зарплаты, но и в порядке благотворительности вкладывая средства в учреждения культуры и социальной защиты.
(Сам Э.
Карнеги в общей сложности пожертвовал на благотворительные нужды 350 млн.
долл.)1 2.
Но благотворительность и меценатство, хотя и обеспечивают благодарность современников и добрую память потомков, не снимают социальной напряженности, неминуемо порождаемой развитием бизнеса.
Судьба российских дореволюционных предпринимателей особенно поучительна, поскольку, сделав очень много для развития отечественной культуры, они не уделяли должного внимания социальной защите населения.
Лишь
а рубеже XIX—XX вв.
молодые промышленники стали не из филантропии по церковным праздникам, а из соображений интереса дела и стабильности общества заботиться о росте зарплаты, образовании, жилищных условиях, медицинском обслуживании и т.д.
своих рабочих, однако это оказалось "слишком мало и слишком поздно" и не спасло общество от гибельного социального взрыва.
1 Цит.
по: Боткина А.
Павел Михайлович Третьяков в жизни и в искусстве.
М., 1991, с.252.
2 См.
И.М.
Супоницкая.
Поиск эффективных форм организации крупного предпринимательства в США на рубеже XIX XX вв.
// Экономическая история.
Реформы и реформаторы.
М..
1995.

[Back]